Рассекречены данные ЦРУ об израильском химическом оружии

В тот самый момент, когда внимание мира приковано к сирийскому "химическому кризису", на страницах влиятельного издания Foreign Policy опубликованы данные ЦРУ о том, что запасами смертельных отравляющих веществ обзавелся и Израиль.

Автор материала Мэтью Эйд пишет, что спекуляции на тему израиль­ского химического оружия циркулируют уже лет двадцать, но до сих пор эти спекуляции не имели ни одного серьезного подтверждения. Публикуемый сегодня документ ЦРУ показывает, что не только борцы с распространением оружия массового уничтожения, но и ЦРУ в 1983 году пришло к выводу, что Израиль производит и хранит нервно-пара­литические газы. 

В одном из опубликованных отрывков говорится, что на Ближнем Во­стоке химическое оружие производят четыре страны - Ирак, Египет, Израиль и Сирия. В другом сооб­щается, что в 1982 году спутниковая разведка обнаружила место вероятного производства и хранения боевых отравляющих веществ в Димоне. Производится химическое оружие и на заводах израильской "высокоразвитой химической промышленности".

"Хотя мы не можем подтвердить, что у Израиля есть смертельное химическое оружие, в их распоряже­нии имеются, как минимум, устойчивые и неустойчивые нервно-паралитические вещества, горчичный газ и несколько веществ, применяемых для подавления бунтов, а также соответствующие средства до­ставки", - говорится в документе.

Мэтью Эйд отмечает, что "неустойчивые нервно-паралитические вещества" - это почти наверняка за­рин, "излюбленное оружие Башара Асада". ЦРУ полагало, что Израиль начал производить химическое оружие в конце 60-начале 70-х годов, опасаясь химических атак со стороны арабских соседей. Эти опа­сения были оправданы: те же документы ЦРУ свидетельствуют, что Египет в 60-е годы неоднократно применял химическое оружие против повстанцев в Йемене, и израильская разведка сообщала ЦРУ, что канистры с отравляющими веществами имелись в распоряжении египетских войск на границе с Из­раилем.



По данным ЦРУ, израильтяне ускорили разработку химического оружия после окончания войны Судно­го дня. Американская разведка засекла испытания этого оружия в Негеве, а в 1982 году спутники обна­ружили вероятное место производства и хранения отравляющих веществ под Димоной.

Мэтью Эйд заявляет, что сам провел поиск по спутниковым картам Google Maps и обнаружил "тот са­мый" объект в десяти километрах к западу от Димоны, рядом с деревней Аль-Килаб.

Автор подчеркивает, что с 1983 года Израиль давно мог уничтожить свои запасы отравляющих ве­ществ, так как их хранение и охрана стоят очень дорого. Однако, с другой стороны, известно, что Изра­иль готов платить любую цену за "национальную безопасность". В 1992 году правительство Израиля подписало конвенцию о запрете химического оружия, но это соглашение так и не было ратифицирова­но. Получить комментарий на эту тему от посольства Израиля в Вашингтоне Мэтью Эйд не смог.

Документ о "возможных последствиях применение советского химического оружия для национальных интересов США", отрывки из котороого публикует Foreign Policy, имел гриф максимальной секретно­сти, который был снят в 2009 году. Однако части, посвященные Израию, оставались засекреченными, и Белый дом на протяжении двадцати лет хранил молчание на тему израильского химического ору­жия, пишет Эйд. Перед публикацией цензоры ЦРУ изъяли из документа все части, посвященные хими­ческому оружию на Ближнем Востоке, включая давно рассекреченные данные о химическом оружии Саддама Хусейна.

Журналист сообщает, что получил эти документы от знакомого исследователя, работавшего в Прези­дентской библиотеке Рональда Рейгана в Калифорнии