Российские вооруженные силы вызывают жалость у европейцев

На модерации Отложенный

В пятницу комитет по обороне и безопасности Совета Федерации провел ежегодную встречу с военными атташе иностранных посольств. Глава комитета Виктор Озеров не преминул напомнить участникам мероприятия о предложении Дмитрия Медведева подписать новый договор о европейской безопасности.

Но, судя по разговорам атташе после брифинга, иностранные военные всерьез этот документ не воспринимают, а заняты по большей части размышлениями о заявлениях Польши по поводу дислокации неподалеку от российских границ ракет Patriot, пишет издание GZT.ru.

Как и в прошлом году, председатель комитета верхней по обороне и безопасности Виктор Озеров рассказал иностранным атташе о том, как институционально устроена российская власть, и какое место в ней занимает Совет Федерации и непосредственно возглавляемая им структура.

Стоит сказать, что атташе, сидевшие на задних рядах зала, в котором проходила встреча, большую часть времени не слишком внимательно слушали монолог Озерова. Было заметно, к примеру, как, представитель Финляндии сонно моргает и сдерживает зевоту, а атташе Индонезии чрезмерно увлечен чтением файла в своем коммуникаторе.

Однако тем, кто сидел непосредственно перед членами Совета федерации, пришлось изображать на лицах заинтересованность, когда Озеров объяснял, что в Государственной думе работают два комитета: по обороне и безопасности, а в Совете Федерации такого разделения нет. Не вызвали, в отличие от 2009 года, интереса и два основополагающих в сфере обороны документа - концепция национальной безопасности и военная доктрина, работа над которыми ознаменовала ушедший год.

Наконец встреча перешла в формат вопросов-ответов, и зал очнулся от легкой дремоты. Больше всего иностранцев интересовал ход реформы Вооруженных сил РФ. Собственно, то же самое их интересовало и в прошлом году.

Так, к примеру, британский атташе Марк Макгеон был заинтригован докладом Счетной палаты, в котором указывалось, что Минобороны в минувшем году удалось получить только 10 % от ожидаемой суммы, вырученной с продажи военного имущества. Англичанин спросил, почему собственность министерства не нашла своих покупателей и как это отразится на ходе реформирования.

«Думаю, два фактора привели к этим 10%: экономический кризис, потому что потенциальные покупатели не имели свободных средств, и отсутствие навыков эффективного менеджмента в Минобороны», - ответил Озеров, объяснив последнее неопытностью, поскольку до 2009 года самостоятельно распродавать свое имущество министерству не приходилось. «Это действительно отразится на реформе», - добавил глава комитета, не углубляясь в детали того, на чем придется Минобороны в текущем году сэкономить.

Следующий вопрос задал глава военной миссии НАТО в Москве Ласло Макк: «Я вас поздравляю с началом военных реформ. Как можно было понять, вы достигли стопроцентной боевой готовности - это безусловный успех. А есть ли в Госдуме документ, в котором расписаны этапы и сроки реализации военной реформы, где хотя бы на 5-10 лет прописаны цели и действия, которые приведут к осуществлению реформы?» - спросил Лакк. Надо сказать, что тут военные оживились, а многие еле скрывали ухмылку.

«Дело в том, что нам очень смешно слышать, что российские войска переведены в полную боевую готовность. У вашей страны просто нет столько денег. Столько денег нет даже у США, и их процент боевой готовности ниже 50%. Можно расценивать поздравление Мака как своеобразную шутку», - пояснил корреспонденту GZT.RU оживленность зала один из участников мероприятия.



Однако российские сенаторы юмора в вопросе не усмотрели. Озеров, предварительно поблагодарив Макка как гражданина Венгрии за то, что в его стране бережно относятся к памятникам и могилам советских солдат, и упомянув о предстоящих учениях «Восток - 2010», сказал, что подробности реформы носят закрытый характер. «Но работа над планированием развития реформы ведется», - признал Озеров.

С видимым удовольствием Озеров ответил на вопрос представителя Казахстана. «Наша страна председательствует в этом году в ОБСЕ. Какие инициативы в рамках этого председательства можно ожидать от России?» - спросил полковник Ерлан Макимов.

«Россия изложила свои предложения, которые зафиксированы в проекте договора о европейской безопасности. И ОБСЕ под председательством Казахстана может стать хорошей площадкой для его обсуждения», - ответил Озеров, дав понять, что именно эта идею российского президента придется обсуждать европейскому сообществу весь год.

Наконец, после того, как у военных иссякли вопросы, встреча перешла к завершающей стадии: фото на память и обмен «скромными» подарками: главе сообщества военных атташе Макгеону Озеров вручил планшетку с изображением Совфеда, в ответ Макгеон вручил такую же планшетку, но с изображением символики клуба атташе. «Я нескромные подарки вручать и принимать не могу. У нас действует закон о противодействии коррупции», - улыбнулся Озеров. Эту шутку, одобрительно засмеявшись, оценили все присутствующие.

Сразу после встречи корреспонденту GZT.RU на условиях анонимности несколько атташе рассказали о впечатлениях от посещения Совфеда. «Что касается реформы, тот тут абсолютно всем очевидно, что Россия находилась в общей для всех стран Варшавского договора ситуации: надо сокращать войска и что-то менять. Но менять начали с головы - с Генштаба и Минобороны. Это было ошибкой, поскольку структуру всего остального на тот момент не представляли», - сказал представитель одной из европейских стран.

Его коллега также ответил, что ВС РФ вызывают некоторую жалость, поскольку в условиях, когда нет четкой расписанной программы (о чем свидетельствует комментарий Озерова на вопрос натовца), реформа будут идти по принципу «латания дыр». «Решают сиюминутные задачи, распиливая огромный бюджетный пирог. Но все это не имеет смысла без системного подхода» - сказал собеседник.

«На самом деле, сегодня слишком много внимания приковано к Польше и реакции России на ее заявление» - признался военный представитель одной из стран НАТО. По словам собеседника, у стран Североатлантического союза заявления о размещении Patriot вызвали раздражение и недоумение.

«Во-первых, с военной точки зрения это не имеет смысла, радиус действия этих ракет 160 км. Ставить эту систему без дополнительной системы ПВО - просто деньги на ветер. Такое ощущение, что Польша заявила это, чтобы в очередной раз вызвать раздражение России. Но это на самом деле не нравится «сторожилам» в НАТО, поскольку на политику поляков не все в альянсе смотрят положительно: раздражать русских лишний раз не стоит. Сейчас Россия слишком важна, хотя бы для решения задач транзита военных грузов в Афганистан», - отметил атташе в интервью GZT.RU.