Невыученные уроки Кавказской войны
Пятая годовщина Кавказской войны между Россией и Грузией вызвала поток интервью и воспоминаний об этом событии. Но, наверное, наибольший интерес представляет интервью президента Грузии Михаила Саакашвили, которое он дал телеканалу «Рустави-2» (печатную версию которого разместил на своем блоге на echo.msk.ru Андрей Илларионов). Не последнюю роль в этом сыграли и обстоятельства внутренней ситуации в его стране. Нас же больше интересуют внешние обстоятельства, позиции крупнейших мировых игроков, имеющих непосредственное отношение к тогдашним событиям.
Кавказская война стала вершиной агрессивной политики России по отношению к своим соседям. Вершиной. потому что на этот раз Москва прибегла к военной силе, чтобы сохранить свое влияние в стратегически важном регионе Южного Кавказа. В какой-то мере конфликт стал водоразделом в осуществлении российской политики. Агрессивность Первопрестольной после него стала возрастать не по дням, а по часам, хотя до вооруженных столкновений в большом масштабе дело больше не доходило. Как любят говорить в соседней столице, перешли к политике «мягкой силы». На данный период это проявляется в торговых войнах, таможенных притеснениях, иногда — в ужесточении миграционного законодательства и полицейского произвола по отношению к мигрантам. В том числе — и угрозам соседям выслать всех мигрантов и тем самым создать им экономические и финансовые трудности.
В последнее время заговорили о применении такого метода к украинским гражданам в России. При этом прямо заявляется, что в случае вхождения Киева в Таможенный союз украинских мигрантов оставят в покое. Интересно, что незадолго до Кавказской войны такие же угрозы раздавались и в отношении Грузии. И с таким обоснованием. Если вступите в НАТО, то держитесь! Как следует из интервью Михаила Саакашвили, чтобы задобрить Москву, согласились и на это. «Мы сказали, что готовы отказаться от НАТО; что мы готовы в виде договора отказаться от дальнейшего сближения с США, если вы поможете нам достичь прогресса в вопросах с территориями, только в виде договора».
Похоже, что последнее было расценено в Кремле как признак слабости, и агрессивность Путина — Медведева только возросла. К тому же из внутренних соображений тогдашнему тандему очень нужна была маленькая победоносная война. «На это Путин даже не задумался, посмотрел на нас, улыбнулся и сказал: «Ребята, мы ваши территории на вашу геополитическую ориентацию не меняем». Что означало, что территории они и так заберут...»
Возникает вопрос — отчего Москва стала такой смелой? Ответ следует искать в позиции Запада, в первую очередь, Европы и США.
«В Европе есть весьма устойчивое мнение, что если бы в 2006—2008 гг. Европейский Союз не пошел на поводу у российской дипломатии и согласился с присоединением Украины и Грузии к Плану действий по членству в НАТО (ПДЧ), то никакой Кавказской войны и не было бы. Столкнувшись с единой позицией Европы и США, в Кремле трижды подумали бы, прежде чем ввязываться в вооруженные авантюры».
Известно, что агрессор ведет себя нагло только в случае, когда не боится адекватных ответных действий. Типичный пример — Судетский кризис. На его первой стадии, весной — летом 1938 года, когда СССР и Франция заявили, что поддержат Чехословакию, вплоть до вооруженной помощи Праге, Гитлер вынужден был отступить и начать переговоры. Были все возможности остановить агрессора, и мировая история развивалась бы совсем другим путем. Но как только в позиции западных держав произошло изменение, и умиротворители в Лондоне и Париже взяли верх, агрессор распоясался и в конце концов, с благословения английского премьера Чемберлена и французского Даладье, получил Судетскую область. Путь к мировому пожару был открыт.
Мы не проводим прямой аналогии между двумя кризисами — в Судетах в 1938 году и грузинско-российским в 2008-м, но неясность и нетвердость в поддержке Тбилиси, в первую очередь со стороны США, развязала тогда руки Москве. Там поняли, что Грузия осталась одна, и ничто не помешает отторгнуть часть ее территории, а при возможности — и захватить всю страну.
Нельзя сказать, что Европа была слепа. Германский министр иностранных дел Вальтер Штаймайер довольно трезво оценивал ситуацию. Во время пребывания в Тбилиси он высказался, по словам Саакашвили, довольно определенно: «Они все больше, больше будут стрелять по вам, усилят свои войска, в какой-то момент вы будете обязаны ответить военной силой, после которого начнется большая война». С другой стороны государственный секретарь США Кондолизза Райс была настроена весьма благодушно: «Ну что вы, какая война? Вообще об этом забудьте. Русские никогда этого не сделают». О вашингтонских настроениях Кремлю было прекрасно известно, вот и сделали. Это потом пришлось посылать американский военный корабль в Черное море, чтобы хоть как-то поддержать Грузию. Возможно, это спасло страну от полной оккупации, но свой приз агрессор все-таки получил.
В Европе есть весьма устойчивое мнение, что если бы в 2006—2008 гг. Европейский Союз не пошел на поводу у российской дипломатии и согласился с присоединением Украины и Грузии к Плану действий по членству в НАТО (ПДЧ), то никакой Кавказской войны и не было бы.
Столкнувшись с единой позицией Европы и США, в Кремле трижды подумали бы, прежде чем ввязываться в вооруженные авантюры. Умиротворители никогда не учат уроков истории и предпочитают заниматься популизмом и пацифизмом. Результатом Судетского умиротворения была оккупация Парижа и тотальные бомбардировки Лондона, в наше время — отторжение грузинской территории.
Август — месяц отпусков. Становится плохой традицией именно этим объяснять вялую реакцию Запада на недружественные действия России по отношению к своим соседям. В полном объеме мы наблюдаем подобное и сегодня. По отношению к Украине.
Москва приступила к широкомасштабной торговой и таможенной войне против Киева с целью любыми способами помешать подписанию Соглашения об ассоциации на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе в ноябре. Речь идет об очень большом дипломатическом поражении России и лично Путина. Ведь наряду с Украиной такое соглашение должны подписать Молдова и Грузия, а в 2014 году к нему планирует присоединиться и Армения. Предполагается участие в саммите также Азербайджана. Даже бацька Лукашенко не прочь получить приглашение на участие.
Понятно, что все это вызывает приступ ярости в Кремле. В Грузии надежды на новую власть и ее пророссийскую ориентацию не оправдались. Вполне реальна перспектива возвращения к прозападному курсу и дальнейшему ослаблению влияния России на Южном Кавказе. Добавим к этому прогрессирующие осложнения с Арменией, и картина становится для российской власти совсем безрадостной.
Отсюда понятны высокие ставки в битве за Украину. И соответственно, такое ожесточение, которое мы наблюдаем в последнее время. Уход Украины не только ставит крест на иллюзиях московской элиты о реинтеграции великой России, но означает философскую и психологическую травму для всех последователей так называемого славянского единства и неразрывной связи трех ветвей великорусского народа. Возможно, не сразу, но для Путина и его режима это будет иметь серьезные политические последствия.
Понимая, что с Украиной никакие военные действия невозможны, в Первопрестольной взяли курс на экономическое и финансовое давление. Любыми путями будут создаваться проблемы во многих сферах наших отношений, в том числе и в информационном поле. Можно легко предположить, что с сентября мы будет свидетелями возрастающего информационного потока, очерняющего европейский курс нашей страны, и прогнозов экономического краха в случае подписания в Вильнюсе.
По каким причинам Украина оказалась не готовой к такой широкомасштабной торговой войне — отдельная тема. Гораздо важнее — понять, какую позицию займут наши будущие партнеры по Ассоциации. Можем ли мы на них положиться в разворачивающемся противостоянии. Пока однозначного ответа нет.
Опыт последующих за Кавказской войной событий показывает, что в Москве не слишком воспринимают уговоры и нисколько не скупятся на обещания, которые и не думают выполнять. Даже если они закреплены на бумаге. Тот же Вальтер Штайнмайер, который вел переговоры между Грузией и Россией и неоднократно заявлял, что Москва не выполняет договоренностей о выводе войск из грузинской территории. И понятно почему. Разговорами агрессора не урезонить, он понимает только язык твердости и силы.
Если Европа действительно заинтересована в Восточном партнерстве, то ей следует немедленно четко и однозначно заявить о своей поддержке будущих партнеров по Ассоциации. В первую очередь — Украины. Вплоть до разработки мер воздействия на зарвавшегося нашего северного соседа. И не ждать окончания курортного сезона, а немедленно. Москва ведь не ждет. Советник президента России Сергей Глазьев, ответственный за давление на Украину и, вероятно, будущий посол в Киеве, откровенно заявил, что проблемы на границе были обкаткой жесткого таможенного администрирования в случае дальнейшего неповиновения Украины.
У Европейского Союза достаточно рычагов воздействия на Москву, например, в рамках ВТО. Можно тянуть разбирательства по российским действиям месяцами, а можно действовать быстро и решительно. Санкции — это тот язык, который в Кремле хорошо понимают, поэтому всячески противятся подобным мерам в отношении, например, Ирана. Есть и многое другое в руках Брюсселя и ведущих европейских столиц. В первую очередь, Берлина. Нужно четко и недвусмысленно, да так, чтобы до самых воинственных в Москве дошло, что в ноябре Соглашение будет в Вильнюсе подписано и никаких иллюзий на изменение европейской позиции в Кремле пусть не питают. Включение Украины в семью европейских народов должно стать необратимым.
Конечно, главным в обстановке давления будут действия Киева. Украина должна в полном объеме выполнить взятые на себя обязательства и завершить все процессы по их имплементации в законодательство к ноябрю. В свете последних событий Россия хорошо подтолкнула этот процесс.
Если на этот раз украинская власть проявит твердость и решительность и в войне нервов не будет задабривать буйного соседа, а предпримет адекватные ответные действия, тем более что для этого есть все необходимое, то наши партнеры увидят настоящее желание быть в Европе. И тогда очередь будет за ними, несмотря на температуру окружающего воздуха и состояние облачного покрова на курортах и местах отдыха.
Комментарии
=====
Пресс-конференция Сергея Лаврова по ситуации в Сирии
http://www.youtube.com/watch?v=4ll0PYXnKxA
На фиг вы, обосранные, кому нужны.
Уморил, саркози если и авторитет, то только хохам. А в России что хох,, что саркози - одного поля ягода - комики.
Сержуня. Ты как то писал, что был под полковником. Понравилось?? И почему ты не выбрал генерала?
Так вот, Моська, ни полковником, ни подполковником, ни, нем более, под полковником я не был и быть не мог. Я же тебе уже писал, что в армии я не служил, а ты забыл. Память у тебя девичья. ))
Обосранными были и останетесь вы, но не Украина. Это ты заруби себе на носу. Ну не бывает так - чтобы мстительные и злопамятные гебнявые рабы и вертухаи в одночасье стали господами, да ещё надолго. Так что ты внутренне готовься. Когда чечены и даги полностью нагнут твою несчастную нефтегазовую рашку, конкурентов в сексуальном плане у тебя прибавится, и тебе придётся проявить максимум изобретательности, чтобы удержаться в фаворе.
Всё дело в том, что я пишу правду. Ты сергей ильичёв,, капитан второго ранга,, 2 звёздочки. Значит по армейски ты был под полковником.
А обо мне ты будешь выдумывать. Т.е. врать. Подполковник серж вральман. Как по твоему, звучит?
Жалкий ты мой, сержуня. Живи и продолжай радовать нас своим аналитическим умом.
Ты попробуй ко мне обращаться каждый раз с новым именем. Ну например: Барбоскин, Тузик, Спаниэль, Шавка, Бяка.
Присваивай мне любое имя, лишь бы оно было тебе угодно.
Не буду писать, кто это сказал, а то подумаешь, что я тебя не уважаю.
"Рабы, (украинцы), мечтают сменить свои цепи на золотые цепочки. Но в результате, цепи их рабства, только утяжеляются".
В этих словах кроется великий смысл. ННо если ты,, недотёпа, не поймёшь,, разъяснять не буду.
Дурака учить,, зря время терять.
Прими мои заверения в совершенном почтении. Моська - Москит.
Дальше. Ты, убогий, не служил - это видно сразу, таких называют "пиджак". Возможно, тебя забраковали из-за твоей нетрадиционной сексуальной ориентации, а может быть ты просто "закосил". Так или иначе, но твои познания в военной сфере - они смешны и убоги. Ты можешь также запросто попутать капитана 2 ранга с подполковником милиции, а матроса с солдатом. И дело тут не в военно-морском зазнайстве. Просто это совершенно разные специалисты, которые могут выполнять лишь свойственные им задачи в соответствии со своими военно-учётными специальностями, но тебе, убогому, это не понять.
Ты лучше расскажи, как тебе чечены очко развальцевали, а я посмеюсь.
Твой лучший друг: Гамадрил Павианович, Моська - Москит.
Впрочем, какой толк говорить о несбывшемся? Ты всё же расскажи мне и заодно всему здешнему народу о своих чеченских сексуальных впечатлениях, а то тема, которую ты когда-то затронул, осталась нераскрытой и ты по-прежнему мечтаешь о пидерастическом соитии.
Ты ведь был в армии политруком. Это те, ко говорит: делай как я и вовремя смываются, чтобы попить чайку.
Твои беспочвенные фантазии тебе наносят веред. Живи реалями.
Если тебе доставит удовольствие, зови меня Моська Шавковна Москит. Этим самым ты покажешь как меня уважаешь.
Пока. Твой лучший друг: Моська Шавковна Москит.
То, что чеченцы тебе нравятся, это уже давно известно. Ты повторяешься, что лишний раз свидетельствует о том, что тебе действительно было хорошо. Но проблема в том, что вряд ли с твоей пидарастической точкой зрения согласятся прочие граждане России, ведь не все же такие пидарасы, как ты.