Объём нелегального рынка водки уже почти достиг 50%

На модерации Отложенный

Производители алкогольной продукции бьют тревогу: объём нелегального рынка уже почти достиг 50%. Причиной того, по мнению участников рынка, акцизная политика государства. Легально напиться стало дорого, нелегально – по-прежнему опасно.  

Действительно, за минувший год «беленькая» подорожала аж на 70%. Если в первом полугодии 2012 года минимальная розничная цена (МРЦ) поллитровки составляла 98 рублей, то в первом полугодии текущего года – 170 рублей. Запланированный на следующий год рост акцизов приведёт к тому, что цена самой дешёвой бутылки водки в магазине составит 200–210 рублей.

Как отмечают производители алкоголя, столь резкий рост цен в последние годы уже привёл к тому, что стоимость главного российского «национального напитка» уже соизмерима с ценами в странах Европы, при том что уровень жизни и средняя зарплата там всё же значительно выше, чем в России. «Так, например, в Германии бутылку водки можно купить за 4,5 евро – при средней зарплате 2,4 тыс. евро в месяц. В России же при цене легальной бутылки водки 4,3 евро среднемесячная начисленная заработная плата в первом полугодии 2013 года составила 28,8 тыс. рублей, или около 660 евро», – говорится в обращении, направленном в адрес президента страны.

В результате, как констатируют производители алкоголя, легальная водка сегодня больше не по карману большинству потребителей и они перешли на нелегальную продукцию, доля рынка которой уже сегодня приближается к 50%.

Поэтому на прошлой неделе Союз производителей алкогольной продукции (СПАП) направил официальное обращение президенту Владимиру Путину, в котором просит заморозить нынешнюю ставку акциза на уровне 400 рублей за литр безводного спирта, таким образом отказавшись от запланированного повышения акцизов.

Ключевой вопрос, однако, заключается в том, так уж ли сильно легальных производителей беспокоит рост объёмов нелегального рынка. Напомним, что ещё в 2008 году – до того как государство начало активно повышать акцизы и вводить минимальную розничную цену – объём нелегального рынка водки составлял всё те же 50%. Но было одно ключевое отличие: нелегальные 50% производились всё на тех же легально работающих заводах – в «третью смену».

Отличие нелегальной водки образца 2008 года от легальной было лишь в том, что с первой в казну не уплачивался акциз.

Теперь же положение изменилось. В 2010 году, с введением МРЦ, ситуация на рынке нелегальной продукции начала улучшаться. «Нелегальной водки действительно стало меньше. Если в 2009 году легальной водки в рознице было 90 млн декалитров, нелегальной – 80 плюс ещё 50 млн декалитров суррогатов, то в 2010 году нелегальной стало на 20 млн дал меньше, а суррогатов соответственно на 20 млн дал больше», – рассуждает глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. В итоге всё это привело к тому, что за минувшие два года количество легальных производителей и дистрибьюторов водки сократилось, по оценкам экспертов, чуть ли не в два раза. Это, впрочем, не означает, что они вовсе ушли с рынка: просто если раньше в магазинах продавалась нелегальная (то есть «безакцизная») водка, произведённая на легальных заводах, то теперь бывшие некогда легальными производства перешли в тень. «Нелегальную водку сегодня производят в том числе и те заводы, которые были лишены лицензий ещё в 2010 году, но теперь доступ в легальную розницу для них закрыт, и нелегальная водка сегодня продаётся в нелегальной рознице, с рук и т.п.», – констатирует Вадим Дробиз.

Другими словами, от прошедших в стране в последние годы «алкогольных реформ» потеряли как производители, так и потребители. Небольшим выигрышем, если это можно считать таковым, стало лишь кратковременное улучшение статистических показателей: в 2010–2012 годах ситуация с нелегальной водкой действительно улучшалась. Но даже в этой бочке мёда была своя ложка дёгтя: нелегальной водки становилось меньше, а суррогатов – больше. Просьба производителей легальной продукции заморозить акцизы – лишь вялая попытка зафиксировать нынешнюю ситуацию, при которой существует некий паритет легального и нелегального рынков. Дальнейший рост акцизов спровоцирует рост нелегального рынка, только если в 2008 году он был серым, то есть худо-бедно находился под контролем у государства, то теперь он окончательно ушёл в тень.