"Давайте, наконец, жить"
Мне надоело жить в прошлом — в стране, "которую мы потеряли", в войне, "которую мы выиграли", в траве, что была "зеленей". Прошлое с завидным постоянством определяет повестку дня в России и Украине. Борьба за "прекрасное прошлое" застит нам любые возможности думать о будущем. Как сварливая жена и мать "отдавшая лучшие годы" другому времени, мы неспособны понимать настоящее и не хотим думать о том, что ждет нас дальше.
Есть такое понятие – необратимые действия. Например, когда пирожное падает в лужу, или вы выдавили из тюбика слишком много зубной пасты, или ребенок изрезал ваш дорогой костюм в лохмотья.
Все эти действия находятся в прошлом и необратимы. Или разумно необратимы. Конечно, вы можете тщательно очистить пирожное, затолкать пасту обратно в тюбик и сшить испорченный костюм. Но вряд ли вы будете все это делать — ведь в этот момент вы начинаете тратить на прошлое собственное будущее. То самое, светлое и совсем не такое большое, как нам всегда казалось.
Намного сложнее с необратимыми социальными действиями. Социальные действия почти всегда кажутся обратимыми, и обоснованность попыток бороться за прекрасное прошлое, тратя время неопределенного будущего, не подвергается сомнению.
Ушел любимый человек, сказав, что навсегда – вернуть! Отказался ребенок от карьеры музыканта и даже скрипочку прочь вышвырнул – заставить! Потратил на кого-то "лучшие годы жизни" — потрать и остаток, заезженной пластинкой вспоминая, какие жертвы отданы.
В чем же разница двух этих необратимостей? В существенном – социальные действия необратимы, только если мы умеем прощать, закрывать и отпускать от себя прошлое. Так освобождается место для будущего.
Тяжелее всего простить коллективные социальные действия – историю. История оказалась настолько обратима, что уже более 20 лет у нас нет будущего, которые бы мы не тратили на разборки с историческим прошлым. Куда там английской грамматике с ее future in the past. Наше время — past in the future — гораздо масштабнее, оно давно покинуло дом языка.
Все — о прошлом. Начиная с новой русской фэнтези, которая все больше о путешествиях в прошлое с целью его изменить, и заканчивая нашими городами с улицами Белы Куна, Мате-Залки, Дзержинского, с вечными спорами о Киевской Руси, о принадлежности Крыма и о судьбе славянских народов.
Эта большая и общая проблема европейского постсоветского пространства особенно остра на Украине, где общей легитимной истории и быть не могло. Коллективное прошлое здесь еще более конфликтно, поскольку неоднозначно.
С его разными героями оно не может быть другим — но войны памяти вновь и вновь пытаются обратить ситуацию вспять.
У замечательного русского филолога и переводчика Александра Черноглазова есть небольшая работа "От другого к другому или о словесном рае". Она — о прощении, о чрезвычайной важности безвозмездно прощать.
У замечательного украинского историка Ярослава Грицака есть идея о примирении истории, которая определяет необходимость к обоюдному извинению и виновных, и виноватых. "Украина — это территория пограничья, которая имеет несколько иные правила (…) На территории страны в разные времена происходили геноциды разных народов, поэтому, прежде всего, нам необходимо примирить память между всеми участниками истории — следует простить и попросить прощения".
Черноглазов пересказывает отрывок романа "Война и мир", где Пьер Безухов проникается историей солдата Платона Каратаева о купце, незаслуженно обвиненном в убийстве компаньона и сосланном на каторгу. Уже на каторге, отвечая на вопросы тамошних обитателей, как он туда попал, купец рассказал произошедшее с ним. Среди слушателей оказалась и истинный виновный, который, вдруг осознав содеянное, пал в ноги старику с просьбой простить. На что старичок ответил: "Бог тебе простит, на тебя не держу зла, за свои грехи страдаю". Убийца сознается, пишет прошение на царя, но постановление помиловать невинного и воздать деньгами опаздывает — старик-купец к тому времени умирает.
Слова купца "Бог простит" и опоздавшая справедливость – пиковые события в рассказе, они вызывают удовольствие у рассказчика, слушателей и Пьера, который через этот рассказ "становится готовым к новому чувству".
Эта почти библейская притча — о том прощении прошлого, к которому мы совсем не готовы. Об умении невинного отпустить долг виновному, об умении победителя признать собственные неудачи и попросить прощения за них.
Имея очень разные истории современности, мы, и в России, и на Украине, не можем простить и закрыть коллективное прошлое. Хоть и в разной степени, оно не перешло для нас в разряд необратимой системы, к которой испытываешь уважение, но не присваиваешь как единственный ориентир собственного будущего.
"Готовность к новому чувству", к будущему, увы, не рождается из нашей охваченности исторической судьбой — не важно, трагической или победной. Нам нужна спокойная определенность прошлого. Она позволит нам сделать важный шаг в неопределенность будущего, которое важно встречать лицом, а не затылком.
Комментарии
Хватит!
Давайте, не забывая о прошлом, смотреть в будущее, а жить настоящим. Давайте просто жить, растить детей, радоваться хорошей погоде и строить свою страну. Уж какая она нам от предков досталась, такую и будем строить.
Где границы нашего прощения. Вот сейчас копаются с Сердюковым. С ним что? А с остальными его подельниками озерного разлива? Вам не кажется, что вашими устами заговорил Кот Леопольд "Давайте жить дружно".
Кто старое забудет - ТОМУ ОБА!!!
Завод у него... прищепкоделательный... самый большой в мире, министерства среднего Заборостроения. Сколько можно ныть? Живите и думайте о себе, а не о соединении пролетариев всех стран. Кстати, а что особого "творитЬся"?
А существующая в колонии Россия власть ничего строить не собирается !
Она желает всё, что существует в колонии Россия, только распродавать !
Я за! Но есть, к сожалению те , кто против, что бы я просто жил. Почему то им надо , что бы я любил Сталина, защищал Садата, и прочих диктаторов, ненавидел большую и более адекватную часть мира, поносил людей мыслящих иначе, чем думает правитель.
ВЫ с 1991 года отняли у России и Украине настоящее и будущее,превратили их в территории,из которых вы как оккупанты выкачиваете ресурсы и деньги,убив при этом многие миллионы людей.
Ведь только так вы способны самоутверждаться,доказывать,что вы лучше других,выставляя других худшими .
Потому что комуняки тупые, а мы хитрые и нас не отличишь от комуняк, когда нам надо.
Опять злая как падла мужик не вые...
Райка ты все время ходишь на NL по вонять своей дряхлятиной?
Мне вот кажется, ты не русский, жид или бандеровец, хотя да, есть еще опущенный народом власовец, поэтому и Рая.
Если для тебя все красно-коричневые изверги, так почему ты капиталистка такая злая, чем ты отличаешься от красно-коричневых, дай тебе сейчас шашку по рубаешь всех на ремешки.
И некому будет гавкать))))