Танки или совесть: к 45-летию ввода войск в Прагу

Не знаю, как правильно назвать этот процесс – то ли рост патриотического самоощущения россиян, то ли фашизация общественного сознания, но вы понимаете, о каком процессе речь. Геи, православие, борьба с фальсификацией истории, духовные скрепы и прочее – мы наблюдаем именно динамический процесс, общественное «это самое» развивается по нарастающей.

В позапрошлом году была бы невозможна статья Скойбеды про абажуры, в прошлом году никому бы и в голову не пришло отдавать фильм Миндадзе на расчленение минкультовскому худсовету, который должен привести его в соответствие с правильной версией советской истории – ну и так далее. Динамический процесс, завтра будет еще больше ада.

И вот этому процессу не хватило какого-то совсем незначительного времени, может быть, года, скорее всего – нескольких месяцев, чтобы пражское 45-летие встретить подобающим образом. Чтобы депутаты Государственной думы, популярные газеты и телеведущие высказывались в том духе, что здорово мы 45 лет назад этим чехам вломили, и что если надо будет, вломим еще раз. Чтобы более сдержанные интеллектуалы говорили (как недавно Путин о финской войне), что меры, может быть, были приняты и суровые, но, конечно, необходимые, потому что если бы не мы, то свои танки в Прагу ввели бы американцы или западные немцы, и тогда бы все сложилось бы еще хуже, а так – «доктрину Брежнева» стоит считать важным достижением отечественной дипломатии, и было бы здорово к ней вернуться не только в отношениях с Южной Осетией и Абхазией.

Я сейчас фантазирую, но это не составляет никакого труда – такую речь можно уже сегодня представить в исполнении любого человека из понятного набора спикеров, от Яровой и Мизулиной до Мединского и Рогозина.

И, кстати, может быть, я недооцениваю своих современников. Я пишу этот текст вечером 20 августа, и вполне может быть, что 21-го утром я прочитаю в «Комсомольской правде» или на сайте «Единой России» как раз что-нибудь в этом духе – что вломили чехам, и что нельзя было иначе. Сейчас это пока саркастическая шутка, но кто гарантирует, что завтра она не станет серьезным политическим прогнозом – вот вступит в силу закон , запрещающий подвергать сомнению правоту Красной армии в 1941-45 годах, и почему бы не распространить этот закон на 1968 год? Я не шучу, основания бояться, что через год или раньше выражение «советская агрессия» применительно к событиям 1968 года в Чехословакии станет в России недопустимым – основания бояться этого у нас, конечно, есть, и поэтому, наверное, стоит воспользоваться некруглым юбилеем, чтобы, – пока еще можно, – назвать вторжение в Чехословакию бесценным опытом, который было бы здорово хранить и передавать из поколения в поколение.
Противоправное и бесчеловечное вмешательство в дела другого государства, государственный переворот под прикрытием наших войск – в принципе, так и положено вести себя великой державе, идеальной, как принято у нас считать, форме государственного устройства.