Как спасти российское кино
Одни полагают, что российские кино находится на подъеме. Другие убеждены, что оно в глубоком кризисе. Как ни странно, правы и те, и другие. Есть отдельные серьезные достижения, но и острых проблем предостаточно. И сегодня встает вопрос: какая из двух тенденций окажется доминирующей?
Не осталась в стороне от проблем отечественного кинематографа и Госдума. Ее законодательные инициативы в части квотирования показа отечественных фильмов и отмены налоговых льгот вызвали неоднозначную реакцию со стороны деятелей киноиндустрии.
При этом следует помнить, что кинематограф - это еще и политика, он отображает те ценности, которые есть у общества. Не случайно не только американское, но и европейское кино, в частности, французское, а сейчас и польское, активно развивается во многом благодаря прямой поддержке государства.
Многие проблемы киноиндустрии не решаются по причине непроработанности существующих механизмов. Например, решение о введении электронного билета было принято несколько лет назад. Но прозрачности в отношениях между кинотеатрами и производителями кинопродукции как не было, так и нет. Хотя наладить этот процесс реально. Например, в странах Балтии можно по интернету отследить, насколько заполнен кинозал. В России такую систему использует, скажем, сеть кинотеатров "Синема парк", кинозалы которой работают не только в столице, но и во многих регионах. С помощью этой системы можно получить представление о том, насколько популярен тот или иной фильм.
Есть проблема малых кинотеатров. Они порой получают выручку с картины, а делиться ею не желают. На требования прокатчика они отвечают: денег нет, так как сменился хозяин, а новый ничего не знает.
По словам генерального директора компании "Art Pictures Studio" Дмитрия Рудовского, существуют и сложности с авансовыми платежами с фильмов в бюджет. Случается так, что выручка от проката картины обозначена в декабре, а сам прокат намечен только на апрель следующего года. Приходится четыре с половиной месяца ждать выручку, но налоги кинокомпании начисляются, как и всем. У нее нет льготных периодов по инвестиционным деньгам, так как в свое время Минфин в ответ на запрос ответил, что нецелесообразно ради одной отрасли менять общее для всех налоговое законодательство.
Россию как-то посетил успешный продюсер из Голливуда Джерри Брукхаймер. Когда ему рассказали о модели экономики российского кинопроизводства и спросили, стал бы он работать в таких условиях, то получили ответ: "Мне было бы невыгодно тратить свое время и силы, если бы я не был уверен в том, что получу ощутимую прибыль". А вот в России режиссеры и продюсеры готовы тратить свое время и силы в таких условиях.
Что касается введения квоты на российские фильмы, то она бесполезна, если нет самих фильмов. Точно так же бесполезно пытаться загнать людей на неинтересное кино. Именно поэтому сейчас государство гораздо более ответственно подходит к тому, чтобы деньги не расходовались на картины, которые никто не захочет смотреть.
Как полагает член совета директоров компании "Формула кино" Андрей Терешок, если у нас мало залов, то введение квот является неправильным подходом. Российские фильмы снимаются, в первую очередь, для российских зрителей. Но при этом для 40 % населения страны кинопоказ недоступен. Надо срочно менять ситуацию. Но сегодня кинобизнес не в состоянии прийти в город с населением менее 200 тыс. человек. Поэтому стоит подумать, как его поддержать.
Сборы в кинопрокате в 2012 г. составили 40,5 млрд. руб. Это на 15 % больше, чем в 2011 г.
То есть, в принципе, отрасль развивается. Более того, с учетом общей экономической стагнации, она развивается приличными темпами. Но вот доля российского кино по сборам уменьшилась на 2 % - с 15,9 % до 13,8 %. Чем это вызвано? Недостатком отечественных фильмов или засильем иностранной кинопродукции?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, полагает президент группы компаний "Люксор" Игорь Добровольский, достаточно вспомнить ситуацию 2008-2009 гг., когда в мире разразился экономический кризис. Коснулся он и кинопроизводства. В 2008 г. в России было произведено порядка 300 картин. И половина из них - на негосударственные деньги. Потом эти инвестиции из отрасли ушли. В итоге число фильмов сократилось с 300 до 80, то есть в четыре раза, а доля выручки от российского кино упала всего на 2 %. Значит, качество отечественных лент не так уж и плохо. Чтобы сделать хороший фильм, требуется много времени. Это долгая подготовительная работа. И первые итоги уже налицо.
Кино надо рассматривать, как индустрию, в которую должен придти частный капитал. А он туда придет только тогда, когда будет система поддержки проката, чтобы производитель кинопродукции имел возможность оценить результат своего труда. Следует создать условия для того, чтобы кинопроизводящих компаний у нас было как можно больше. Российскому продюсеру выгодно производить российские фильмы, если они успешны. Только тогда он станет вкладывать средства в создание новых фильмов, в том числе, тех, которые делаются молодыми режиссерами.
Окупаемость любого проекта напрямую зависит от количества зрителей, которые придут в кинотеатры. В 2012 году вышло в прокат сорок российских фильмов, и только четыре из них принесли реальный доход. Это свидетельствует о нехватке предпринимательской инициативы у продюсеров. И единственный путь повысить рентабельность кинопроизводства - предоставить возможность посмотреть фильм более широкому кругу зрителей. Сегодня же 40 % российского населения не имеет доступа в кинотеатры.
Бюджет российского фильма в среднем составляет 3-4 млн. долларов. Если бы посещаемость тех 40 фильмов, которые были в прокате 2012 года, увеличилась всего лишь на 15 %, то успешных картин стало бы 12. Это означает, что картинам не хватает аудитории. Поэтому появление новых кинотеатров, тем более в малых городах - это государственная задача.
В целом требуется порядка 200 кинотеатров в городах-стотысячниках. Это означает, что нужны цифровые проекторы, которые в России не производятся. Если государство освободит ввоз аппаратуры от таможенных пошлин, это позволит существенно снизить инвестиционные затраты на строительство.
Впрочем, окупаемость фильмов - это проблема отнюдь не только российского кинематографа. Если посмотреть на ситуацию в Голливуде, то большое количество создаваемых там фильмов также не окупается. Внутри США кассовые сборы становятся все меньше и меньше. И все больше надежд Америка возлагает на международную дистрибуцию.
В России же насчитывается всего лишь 3-4 млн. лояльных отечественному кинематографу зрителей. Это очень мало. Все прекрасно понимают, что невозможно по мановению волшебной палочки изменить ситуацию, которая в течение 20 лет была очень тяжелой в условиях засилья американской кинопродукции. Сегодня точка невозврата еще не пройдена. И то, что сейчас есть успешные картины, доказывает наличие творческого потенциала в российском кинематографе. Но ни в коем случае нельзя пускать эту ситуацию на самотек. Дикий рынок мы уже проходили и знаем, к каким последствиям он приводит.
Комментарии
С учетом того, что российских зрелищных фильмов практически нет (а зритель в первую очередь идет в кинотеатр на картинку) доходы от проката нашего кино будут только снижаться, и значит оно в будущем практически полностью умрет. Будут сниматься только несколько заведомо убыточных фильмов в год, спонсируемых государством и частниками. Такая же перспектива ждет и остальные страны, в том числе и США, янки конечно умрут последними.
Скоро (по моим прогнозам буквально в первой половине нашего века) умрет практически все проф. искусство, так как благодаря интернету станет убыточным. Но ничего страшного не произойдет - просто искусство станет любительским и по качеству со временем выйдет на уровень профессионального.
Все течет, все меняется!
так что не ясны как решить эту задачу
ПО СЛОВАМ РЕЖИССЁРА, он планирует снять исторический фильм о крепостном праве, на что из бюджета уже выделено триста миллионов рублей.
«Большевики сделали вещь страшную; они стёрли из памяти народа наше культурное наследие, воспоминания о всём том хорошем и светлом, что было в русском народе, включая память о крепостном праве. Восстановить историческую правду — наша задача», — сообщил режиссёр.
Михалков напомнил о выдающейся духовности русских крестьян, особо подчеркнув любовь русского человека к «твёрдой руке»: «С подачи большевиков сейчас в России думают, что крепостное право было чем-то вроде североамериканского рабства. Но это были отнюдь не отношения раба и хозяина, а сыновей и отца. Многие крестьяне не хотели никакой «свободы». Да, иногда помещик порол крестьянина; так и отец же порет своё непослушное чадо».
Режиссёр поведал также об истинной сути крепостного права и его значении для народа: «Ведь что такое было крепостное право? Крепостное право — это патриотизм, закреплённый на бумаге. Человек был св...
«Я очень рад, что Путин сейчас возрождает нашу историческую память, — сказал режиссёр. — Закон о прописке — это именно то, чего не хватает нашему народу, который оторван от корней, от земли».
А вот информация, опубликованная на сайте http://www.
nmihalkov.ru под заголовком «У каждого барина должно быть поместье».
Губернатор Позгалев на ближайшие 50 лет предоставил Никите Михалкову во владение 140000 гектаров лесных массивов, лугов, полей и пашни, расположенных в Вологодской области.
Барин счастлив. Теперь у него появилось собственное охотничье угодье."