Реформа МВД – хит сезона. Бандиты хлопают в ладоши
На модерации
Отложенный
Будем переставлять кровати. К этому, по сути, сводится широко разрекламированная реформа в системе МВД
Реформа МВД - хит сезона. Тон задает министр внутренних дел Рашид Гумарович Нургалиев. Несколько месяцев назад он уже позабавил народ, сначала приказав за месяц разделаться с коррупцией в милиции, а потом разрешив гражданам оказывать сопротивление милиционерам, если те "не правы" (правда, потом долго убеждал, что его неправильно поняли). Теперь он порадовал нас заявлением уже о реформе глобального характера. И проиллюстрировал этот тезис несколькими предложениями примерно той же степени радикальности, что и вышеупомянутые.
Каждый пятый - лишний
Начал с того, что сообщил о грядущем двадцатипроцентном сокращении милицейских рядов. С учетом роста преступности (особенно тяжкой) и ставшей притчей во языцех перегруженности сотрудников милиции (отчего у некоторых, как мы знаем, даже «сносит крышу») звучит весьма лихо. Оказывается, при всем при этом несколько десятков тысяч (!) российских стражей порядка даром едят свой хлеб. В Санкт-Петербурге, как отрапортовал наш начальник ГУВД (а куда ему деваться - приказ сверху надо отрабатывать!), таковых 8 тысяч человек. От них, значит, можно спокойно избавиться, и борьба с преступностью не пострадает.
Разумеется, тут возникает сразу несколько вопросов.
Первый. Откуда взялись эти 20%? Тем более как их смогли так быстро посчитать? Не успела прокатиться всколыхнувшая общество волна милицейских преступлений (которая, как всем понятно, и привела к мысли о необходимости реформы), как Рашида Гумаровича осенило: ба, да у нас же каждый пятый - бездельник. Вот потому они куролесят - один в магазине людей стреляет, а другой на улице человека насмерть дубинкой забивает. Да проведем сейчас чистку рядов - сразу настанет тишь да гладь.
Но тогда возникает второй вопрос. Это что же получается, милицейский штат был до такой степени раздут?! И все мы много лет кормили десятки тысяч захребетников в милицейских погонах, от которых не было никакого толку?! Ну-ка давайте подсчитаем, сколько они за это время государственных денежек проели. Зарплата, форма, служебные кабинеты и автомобили, связь открытая и закрытая, командировочные и представительские расходы. И прочее, и прочее... Ну и что, никто за это не отвечает? А может быть, министр внутренних дел как-то к этому тоже причастен? Или он у нас, как Господь Бог, только громы и молнии сверху метает, а сам чист аки агнец?
Ну и, наконец, третий, самый насущный, вопрос. Так не томите же, Рашид Гумарович, скажите, КТО ЭТИ БЕЗДЕЛЬНИКИ? По какому принципу их вычисляют и в соответствии с каким юридическим механизмом их будут изгонять? Надо сказать, что г-н министр, сделав свое ошеломительное заявление (от которого, ясное дело, вздрогнул едва ли не каждый носящий милицейские погоны), потом еще больше подпустил туману, сообщив, что сокращение не коснется участковых и оперативных сотрудников. А кого тогда?! Неужели планируется «удар по штабам»?! И вот тут, как говорил классик, «горьким смехом моим посмеюся...».
- Ты представь, - как-то с горечью сказал мне мой старый приятель начальник крупной оперативной структуры, - тридцать человек проверяющих из Москвы месяц у меня сидели. Прошерстили каждую бумажку, всех на уши поставили! Парализовали всю работу! А сколько они могли бы за это время преступлений раскрыть!
Да нисколько они не могли раскрыть, наивный ты человек! Не умеют они ничего раскрывать. А если когда-то и умели, то давно разучились. У них другая работа - вызывать на ковер, устраивать разносы, задалбывать людей требованием бесконечных справок и отчетов. А ведь этим «дорогим гостям» еще надо устраивать банкеты, бани, охоты, рыбалки. Не прогнешься нужным образом - зароют тебя без вопросов, будь ты хоть трижды Шерлок Холмс.
Конечно, вот этих бы ухарей сократить, может, и была бы польза. Но это из области ненаучной фантастики. Бюрократия бессмертна в принципе, а милицейская - вдвойне. Случайно туда не попадают, каждый - «чей-то» человек и потому от неожиданностей застрахован.
Бандиты хлопают в ладоши
Если кого в системе МВД и сокращают, то чаще всего «рабочих лошадок». Вот этого я за двадцать лет профессионального общения с правоохранительной системой насмотрелся вдоволь. Молодых, здоровых, успешных, талантливых оперов выкидывали на моих глазах, как паршивых котят. При этом не то что «спасибо» им сказать - наоборот: «Скажи спасибо, что мы тебя просто увольняем, иди и не оглядывайся!». И каждый раз - у начальства кукиш в кармане. И никто не знает - то ли человек действительно в чем-то прокололся, то ли кому-то дорогу перешел...
Потому я теперь и спрашиваю: кто и по какому принципу будет проводить предстоящий «отстрел»? И где гарантия, что он не превратится в расправу с неугодными? Опыт по этой части, кстати, в МВД громадный. Для тех, кто не в курсе: реформы там идут непрерывно, только о них так громко не говорят. Одни структуры исчезают, другие создаются. Одни с кем-то сливают, другие кому-то переподчиняют. Появляются новые генеральские должности, соответственно, к ним подтягиваются кланы «своих» и выдавливаются «чужие».
Все это сопровождается чехардой и перетасовкой на местах. При этом никто никому ничего не объясняет - просто сверху приходит новое штатное расписание, и крутись как хочешь. Но чтобы показатели (о которых речь еще впереди) при этом не пострадали! У начальников, коим надлежит все это исполнять, буквально «вскипают мозги». В результате чего систему покидают профессионалы, которые не вписываются в чьи-то расклады или просто не умеют играть в эти аппаратные игры. Надо ли говорить, как радуется этому преступный мир...
Лет пятнадцать назад в Управлении по борьбе с организованной преступностью, созданном и выпестованном небезызвестным генералом Владимиром Рушайло, неожиданно ликвидировали отделы, занимавшиеся преступностью в сфере банковской деятельности. Само управление было тогда на взлете - именно оно приняло на себя главный удар криминальной волны начала 1990-х. Но... именно в те годы, как известно, создавались основные олигархические капиталы. Банки в этом активно участвовали, и кто-то заботливо расчистил им «поляну».
Я неплохо знал сотрудников данного отдела в Питере. Это были умнейшие люди, видевшие банковскую систему насквозь. Конечно, они не пропали и живут сейчас очень неплохо. А банки с тех пор милиция обходит стороной. Надо полагать, там всегда все в порядке. Там не отмывают бандитские деньги и не крутят их в офшорах. Там не занимаются черной обналичкой, не мухлюют с НДС, не берут откаты и не дают «нужным» людям заведомо невозвратные кредиты. «Под уголовную раздачу» за все эти годы попали лишь несколько мелких банков (и то явно лишь потому, что не вписались в чьи-то пасьянсы), а вот дела крупных исчисляются единицами. Лично я могу вспомнить лишь одно, о котором пришлось писать подробно, но оно было раскручено людьми из ФСБ.
Что же касается самого вышеупомянутого управления, то судьба его печальна.
Сначала «слили», отправив в почетную отставку (в Совет безопасности, а потом в ничего не решающие исполком СНГ и Совет Федерации) генерала Рушайло. Видно, стал слишком влиятелен и потому неудобен. Потом разделались и с его детищем. Оно якобы «вышло из-под контроля» (что, понятное дело, проверить невозможно), и потому из структуры федерального подчинения сделали две рангом пониже. Одна - в ведении ГУВД, другая - в системе ГУ МВД по федеральному округу. Но первую добили год назад, просто влив ее в угрозыск. Вторая исчезнет сама собой в связи с ликвидацией ГУ, заявленной Нургалиевым как часть проводимой реформы. А организованная преступность, разумеется, в очередной раз похлопает нашим правоохранителям в ладоши.
«Палки» - за борт!
Другим краеугольным камнем нынешней реформы должен стать только что изданный Нургалиевым приказ № 25, который изменяет систему оценки работы милиции.
- Новый приказ максимально уходит от валовых показателей и тех предпосылок, которые создавали для сотрудников пресловутую палочную систему, - заявил министр на заседании Ассоциации юристов России. - Этот документ позволит учитывать мнение граждан о качестве работы милиции.
И тут тоже сразу несколько вопросов.
Первый. Если мне не изменяет память, о необходимости отменить «пресловутую палочную систему» несколько месяцев назад сказал мятежный майор Дымовский. Где он сейчас? Правильно, на нарах, обвиненный в мошенничестве. А где глава МВД, фактически выполнивший его «наказ»? Правильно, в своем рабочем кабинете, раздает ценные указания по реформированию системы. Майор Дымовский, конечно, человек с очень хорошими «тараканами» в голове, но, может быть, тем не менее стоило еще тогда, когда он выскочил как черт из табакерки, признать честно, что говорит-то он вещи ДЕЛЬНЫЕ? И встретиться с ним, и поговорить нормально, лучше - в присутствии журналистов. Сначала снять все вопросы, а потом уж и обвинение предъявлять, если есть за что. А то ведь как получается: человека, может быть, и за дело посадили, но никому ведь теперь не докажешь, что это не месть. Такой способ ведения дискуссии тоже рейтинга милиции не добавляет, это уж и к бабке не ходи...
Второй. Издавая приказ № 25, не забыл ли г-н министр, что «пресловутую палочную систему», обязывающую милицию из года в год повышать раскрываемость и породившую волну липовой отчетности, ввел он лично своим приказом № 650 от 5 августа 2005 года? Может, не надо все-таки делать вид, что ее забросили к нам подлые враги? Может, стоит честно признать, что сам наломал дров и все эти годы зря «крутил руки» милиционерам, фактически вынуждая их одни преступления придумывать, другие скрывать от учета? У нас даже первый президент публично признал свои ошибки, почему бы этого не сделать министру?
Третий. Если быть точными, разговор о порочности «палочной системы» первым завел не Дымовский, и уж тем более не Нургалиев. Еще в начале 1990-х начальник питерского ГУВД Аркадий Крамарев отменил в своем ведомстве эту систему показателей. Подставился по полной, ибо по раскрываемости город сразу оказался чуть ли не позади России всей. Но зато милиция перестала липовать отчетность и скрывать преступления от учета. Что сделали с Крамаревым, если кто помнит? Правильно, выгнали с позором. При прямом участии самого демократического из всех мэров. И систему его тут же похоронили, и больше о ней не вспоминали. Так, может, наконец извиниться перед ним и опыт его вспомнить?
Наконец, четвертый. Признаюсь, я пока приказ № 25 в глаза не видел, но не могу себе представить, по какой формуле общественное мнение пересчитывается в числовые показатели работы милиции. «Палочная система» была трижды порочна, но зато была ПОНЯТНА. Сейчас же, отменив ее, но не дав взамен четкую, продуманную, исключающую злоупотребления систему критериев, мы заводим дело в мутную область субъективных оценок. То есть туда, где хорошо чувствуют себя лишь приспособленцы и проходимцы, а честному человеку - просто труба.
Новую систему надо создавать не один месяц, основательно обсуждать, отрабатывать и обкатывать, а уж потом вводить повсеместно. А тут - хопа, подмахнул приказ, и проблема решена! А как иначе - времени нет, надо быстрее рапортовать народу и президенту. А то не поймут, скажут, что министр мышей не ловит. Глядишь, и замену найдут...
Мечтать не вредно?
Иллюзий нет - судя по всему, нынешняя реформа пойдет по той же схеме, что и все прежние. Вместо четкой, научно проработанной, обсужденной с профессионалами и общественностью концепции - решения, принимаемые келейно, из соображений политических и клановых (что часто одно и то же). Вместо хорошо продуманных «точечных ударов» - бессистемные, спорадические меры, сопровождаемые популистскими заявлениями, которые у здравых людей вызывают лишь горький смех, а рейтинг милиции в глазах народа опускают с и без того низкого уровня до полного нуля.
Дарю конструктивную идею. Есть такая структура, называется ФСБ. К ней, конечно, можно относиться по-разному. Но одно, думаю, споров не вызовет. За многие годы своей работы она выработала уникальную систему отбора и воспитания кадров. Колоссальная ответственность и чувство «касты», к которой принадлежит ее сотрудник, делают его на порядок более дисциплинированным и на порядок менее коррумпированным, чем милиционер. Так, может, гордыню-то милицейскую смирить и поучиться у «старшего брата», как с людьми работать?
Есть, правда, у г-на Нургалиева советчики и поважнее меня. Свой голос в поддержку реформы подал, к примеру, председатель Счетной палаты Сергей Степашин, предложивший в качестве первостепенной меры... переименовать милицию в полицию. Дескать, это больше соответствует ее нынешнему статусу. Человек, имеющий поистине уникальный опыт, ибо посидел в трех (!) министерских и одном премьерском кресле, мог бы подсчитать (тем более что с его нынешней должностью это нетрудно), во сколько обойдется реализация этой замечательно свежей идеи. Сколько тонн бумаг надо будет переписать, сколько тысяч законов больших и малых переправить, сколько изготовить новых печатей, бланков, визиток, вывесок и прочего. А всех ведь надо из старой структуры уволить, вывести за штат, а потом в новую принять. Это ж сколько людей надо будет оторвать от борьбы с преступностью и бросить на все эти дела! А мы ж еще сокращаться собираемся! Ну молодец Сергей Вадимович - в нужное время и нужную мысль подал!
И вот сидят государственные, с огромными зарплатами и полномочиями люди и занимаются такой... маниловщиной. А что - мечтать не вредно! Жизнь вот только идет своим чередом, совершенно с этими мечтателями не соприкасаясь. И как-то криво она идет, как-то через пень-колоду...
Как говорится в старом анекдоте, когда в борделе начинают плохо идти дела, то нужно не кровати переставлять, а девочек менять. Увы, «девочек» других у нас, кажется, нет. Будем переставлять кровати и убеждать друг друга, что жизнь становится все лучше.
Комментарии