Экономическое чудо Китая достигло своего предела

На модерации Отложенный

На протяжении долгих лет Китай был двигателем мировой экономики, однако теперь экономическое чудо достигло своего предела: экспорт уменьшается, муниципалитеты и предприятия борются против ужасающих долгов. Руководство Пекина распорядилось о проведении структурных изменений. Добьется ли оно успеха?

Неужели это поворотный момент? Немецкие экспортеры так сильно снизили цены продажи, как не снижали на протяжении трех с половиной лет. В июне они снизились на 0,6% по отношению к июню прошлого года, сообщает Федеральное статистическое управление Германии. Причиной, наряду с рецессией в еврозоне, является, в частности, замедление экономического роста в Китае. Федеративная Республика Германия напрямую зависит от экономического развития Народной Республики. В течение многих лет Германия получала дивиденды от китайского экономического взрыва, теперь предприятия ощутили кризис.

Оглядываясь на 2009 год: известный американский экономист Майкл Петтис, который абсолютно точно предсказал коллапс аргентинской экономики, а на сегодняшний день преподает в Пекинском университете, прогнозирует: совсем скоро экономическая модель роста Китая достигнет своих пределов.

Хотя на это потребовалось четыре года, однако теперь пророчество Петтиса, похоже, сбылось: китайская экономика останавливается в росте. И настолько сильно, что даже официальные средства массовой информации выражают беспокойство о благосостоянии экономики. Рост менее 7% «неприемлем», пишет новостное агентство «Синьхуа». Газета «Xinjinbao» сообщает, что премьер-министр Ли Кэцян обозначил нижнюю границу в 7%. Правительство Ли  Кэцяна докладывает: в ночь на четверг были утверждены налоговые льготы, помощь компаниям-экспортерам и расширение железнодорожной сети.

Народная Республика сражается за свое экономическое чудо.

Ушли в прошлое те времена, когда валовой внутренний продукт Китая каждый год рос на 10, 12 или 14% и таким образом стимулировал мировую экономику. Уже в 2012 году ВВП упал до отметки 8%, падение ниже которой угрожает потерей рабочих мест. Квартал за кварталом замедлялась динамика второй по величине экономики мира. Майкл Петтис полагает, что отметка в 7% не является пределом. «Рост должен вернуться к 3–4%, – заявил Петтис, – чтобы экономика Китая снова смогла сбалансироваться». В противном случае стране угрожает судьба Латинской Америки восьмидесятых годов: десятилетие экономической стагнации.

Китайское руководство инициирует структурные изменения

На протяжении 15 лет экономический бум был обусловлен следующими факторами:

  • экспорт;
  • инвестиции в собственную инфраструктуру;
  • процветающий рынок недвижимости;
  • крайне недооцененная национальная валюта юань.

А сегодня? Многие из этих факторов исчерпали себя. «Мировая экономика стала слишком мала для роста экспорта Китая, – говорит Маркус Таубе, профессор по исследованиям Восточной Азии университета Дуйсбург-Эссена. – Она больше не может принять такое количество китайской продукции». Поскольку в то же время китайское общество очень быстро стареет, правительство в Пекине совместно с Центробанком инициирует структурные изменения: «Время станка мира подошло к концу».

Этот путь будет тяжелым. Все более отчетливо китайцы могут увидеть обратную сторону старого экономического бума: на пустых улицах Шанхая возвышаются десятки пустых небоскребов. Многие экономисты предупреждают о пузыре на рынке недвижимости, схожем на тот, который имел место в Соединенных Штатах Америки в период до 2008 года.

Чтобы избежать глобального финансового кризиса, правительство в Пекине и Центробанк приняли огромный пакет конъюнктурных изменений примерно на 400 млрд дол. На самом деле экономика продолжает процветать. Однако, в свою очередь, увеличились вливания капитала в финансовый сектор, нерегулируемые теневые банки растут. Многие финансовые учреждения, муниципалитеты и провинции на сегодняшний день нарастили огромные задолженности, как и ряд государственных и приближенных к государству крупных концернов, среди которых производители оборудования для использования солнечной энергии и судостроители. «Каждая третья верфь имеет настолько большую задолженность, что должна быть закрыта», – говорит Петтис.

«Серьезная динамика отсутствует»

Правительство в настоящее время ориентируется в основном на малые и средние предприятия. С августа оно освобождает все предприятия с месячным доходом менее 2500 евро от налога на добавленную стоимость, а также обещает фирмам бюрократические облегчения. Таким образом, по всей стране в секторе МСП должны быть спасены миллионы рабочих мест.

В конце концов, большой надеждой Пекина являются потребители. В будущем они должны тратить больше денег, а не продолжать экономить. Согласно исследованию отделения Королевского банка Шотландии в Гонконге, китайцы на черный день откладывают в среднем 30,6% своего дохода – почти вдвое больше, чем десять лет назад. Они откладывают на обучение своих детей, на приобретение в будущем жилища, но в основном на старость, поскольку государственная пенсионная система является недостаточной. Таким образом, доля потребления в объеме производства с 35% почти вполовину ниже, чем в Соединенных Штатах Америки; даже в ориентированной на экспорт Германии она составляет 55%.

Немецкие предприятия также ощутили на себе замедление экономического роста на Дальнем Востоке. Уже в 2012 году экспорт немецких товаров в Германию незначительно уменьшился, однако Китай по-прежнему является третьим по величине покупателем после Франции и Нидерландов. «Серьезная динамика отсутствует, – говорит Стефан Шильбе, главный экономист HSBC Trinkaus & Burkhardt. – Несмотря на это, Китай остается чрезвычайно важным экспортным рынком».

Машиностроение, возможно, продолжит извлекать выгоду от перестройки китайской экономики. И немецким автопроизводителям, таким как BMW, Daimler или Audi, для которых Китай является самым важным рынком сбыта, не грозит серьезная опасность. «Если рост действительно остановится, то китайское правительство с большим размахом будет этому противостоять», – говорит Шильбе. Деньги для этого у Пекина есть: Китай располагает валютными резервами на сумму более 3400 млрд дол. Тут даже Майкл Петтис не ожидает аргентинских обстоятельств.