Почему нужно сносить дома у трубопровода?

Дочка «Транснефтепродукта» компания  "Уралтранснефтепродукт" выиграла суд по пяти искам против дачников садового товарищества  «Факел» под Челябинском. Суд постановил собственникам жилья снести все постройки на участках, а также спилить садовые деревья. Жители недовольны: они намерены подавать апелляцию. А параллельно собираются на митинги и раздувают скандал в СМИ, подстрекаемые правозащитником Алексеем Севастьяновым. Омбудсмен заверяет граждан, что поможет добиться от нефтяной компании выплаты компенсации за снос жилья. По суду же вышло, что у дачников не будет ни денег, ни домов, да еще и за снос платить придется. Кто же виноват в этой истории и зачем нефтетранспортной компании понадобился снос садовых построек?

«Уралтранснефтепродукт» собирается ремонтировать участок нефтепродуктопровода «Уфа-Челябинск-Омск». При этом согласно нормам промышленной безопасности вблизи менее 100 метров от оси трубопровода не должно находиться никаких построек. Трубопровод проложен под Челябинском в районе озера Синеглазово с 1947 года. Дачникам, которые в 1992 году бесплатно получали участки в садовом товариществе на этой территории, было известно, что строить дома и разводить сады на них нельзя из-за близости к трубе. Многие из них расписались об уведомлении в садовых карточках. Земля выдавалась только под огороды. Постановление бывшего челябинского главы Вячеслава Тарасова от 10 апреля 1992 года гласит: "Отвести земельный участок в охранной зоне продуктопроводов высокого давления на территории, прилегающей к южной границе коллективного сада "Факел", под огороды без права строительства".

Тем не менее, люди игнорировали этот закон. Правдами и неправдами им удалось оформить за эти годы право собственности на землю и дачные постройки в местных уполномоченных инстанциях: городской и районной администрациях, Росреестре и других уполномоченных инстанциях. За время существования дачного товарищества выделенный ему участок земли общей площадью в 14,2 га вырос еще на несколько гектаров за счет самовольной нарезки участков в зоне, близкой к трубопроводу.  За эти годы у ряда участков сменились собственники. Пострадавшие от решения снести дома пять человек – из новых владельцев земли и домов.

Старые собственники им попросту не сообщили про правило «земля только для огородов»: в желании нажиться они продавали участки уже вместе с постройками. А покупатели не потрудились тщательно изучить все документы на право собственности. Кто-то из бывших собственников уехал после этого вообще из города, а кто-то остался, и даже продолжает жить в этом садовом товариществе. При этом, говоря, что о трубе вообще ничего не слышал, хотя в карточке садовода подписи ставили многие.

Городская администрация вместо того, чтобы разобраться, кто в этой ситуации действительно пострадавший, и помочь сторонам придти к согласию, наряду с правозащитником решила набрать себе политические очки на этом конфликте. Она поддержала граждан в споре с нефтетранспортной компанией, но не предложила никакого альтернативного решения: ни финансовой компенсации гражданам, ни помощи в розыске недобросовестных продавцов жилья, ни наказания для чиновников, которые несмотря на запреты, оформили в собственность самовольно построенные дома.

Ситуация  с необходимостью сносить дома «грянула» только в 2012 году, а начиная с 1992 года компания неоднократно писала письма во все местные и окружные властные инстанции, а также администрации садового товарищества «Факел» с требованием снести постройки и с предупреждениями не строиться в местах близко расположенных с нефтяной трубе. Эти письма были проигнорированы: власти не выполнили свою работу и не донесли до людей информацию. Возможно, люди просто предпочли ее не слышать. А теперь те, которые пострадали из-за собственной доверчивости или невнимательности, требуют от нефтяников заплатить им компенсацию или вовсе перенести нефтепродуктопровод на другое место. Они забывают, что нефтяная компания деньги не печатает. К тому же расположить трубу в другом месте технически невозможно, и сопряжено с затратами в разы превышающими оплату сноса домиков. Нефтяники не пытаются давить на садоводов, а предпочитают действовать по закону. По словам представителей «Уралтранснефтепродукта», компания будет руководствоваться в своих действиях законным решением суда.