Израиль и Палестина - непримиримые переговорщики

На модерации Отложенный

Израильтяне и палестинцы переговариваются на этой неделе о мире - годы спустя. Йозеф Йоффе задается вопросом, будет ли на этот раз больше достигнуто. Министр иностранных дел Джон Керри кропотливо работал над этим в течение много месяцев, и чудо свершилось. Впервые с 2010 года желают израильтяне и палестинцы снова говорить друг с другом в Вашингтоне. Они делали это кстати с долгими перерывами и скромными успехами уже последниe 20 лет, начиная с исторического рукопожатия Рабин-Арафат в розарии Белого Дома.

Будет ли на этот раз нечто большее?

Хорошие новости по своей природе декларативны. Бенжамин Нетаньяху заявил в воскресенье: переговоры в национальных интересах, "стоит задача предотвратить бинациональное государственное образование между Иорданом и средиземным морем", что было бы концом еврейского государства Израиль.

Его оппонент президент Палестины Махмуд Аббас, сказал в начале июля: "Они наши соседи, и мы признаем их как таковых. Мы должны жить вместе безопасно и стабильно."

Вторая хорошая новость уже тактического плана. Говорят не двое власть имущих, как на трех мучительных неделях 2010-го, а их подданные: министр юстиции Зипи Ливни и Заеб Ерикат; последний является официальным палестинским уплономоченным на переговорах последние 20 лет.

Преимущество? Свет рампы не настолько ярок, престиж шефа не стоит сразу на кону. Одним этажом ниже можно реагировать несколько расслабленней. От Америки ожидается ветеран дипломатии и знаток Ближнего Востока Мартин Индик в качестве особо уполномоченного. Мартин Индик является номером два в вашингтонском мозговом центре.

Преграды однако остаются. Поэтому неудивительно, что эмиссары должны вести сначалa переговоры о переговорах. Например, Аббас хочет стоп строительства поселений и освобождение осужденных заключенных.

Израильтяне обещали 350. Однако такие освобождения случались и ранее. В 2010 Аббас получил oстановку строительства поселений на 10 месяцев. Tем не менее он прервал переговоры три недели спустя. Сегодня 78-летний Аббас, отодвигающий выборы с 2009-го года, чувствует себя дома ни в коем случае сильнее.

Среди переговорщиков бродит дух сопротивления. Хамас, Джихад, даже сами Молодые Тюрки в Фаттахе Аббаса отклоняют переговоры в случае, если Израиль не сделает ключевую уступку: полную и бессрочную остановку строительства поселений и к тому же признание священных границ 1967-го года. Однако начиная с 2000 израильтяне хотят обмен территориями. Они по всей видимости не верят в то, что в Вашингтоне когда-нибудь будут выложены на стол весомые заявления.

Нафтали Беннет, обладатель двух мест в Кнессете и национально-религиозный активист поселенческого движения, уже грозит профилактически разломом коалиции в случае, если глава правительства пойдет на предложение "никакие поправки границ". Тем временем и оба шефа на переговорах воздвигли новое препятствие: их народы должны благословить постановление на референдуме. Возможно, но не вероятно.

Как конкретно должны будут быть рассмотрены принципиальные конфликты на фоне этих дрязг, остается пока тайной. Имеются в наличии: границы, Иерусалим, право на возвращение, вооружение палестинского государства, присутствие израильских силовиков в западной Иордании.

Иначе выражаясь: каждая из сторон должна отказаться от мечты и пойти на компромисс с гнильцой. Поэтому в заключение крылатое выражение, которое автор слышал два года назад на стратегическом митинге в Израиле: Палестинцы хотят Договора, но не хотят договариваться; израильтяне хотят договариваться, но без финальной сделки.

Джон Керри, чудотворцу, будет еще чему удивляться.