Германия: страна тревоги нашей
Далеко не худшее в сравнении с большинством европейских соседей экономическое положение не помогает жителям Германии избавиться от забот: актуальное исследование свидетельствует, что в Европе нет сегодня более обеспокоенной нации, чем немцы.
Крупнейший в Германии институт социологический исследований GfK (Gesellschaft für Konsumforschung) регулярно интересуется мнением жителей европейских государств о насущных проблемах, стоящих перед их странами, перспективах, надеждах и ожиданиях граждан. В рамках проводящегося из года в год опроса «Вызовы Европы» (Challenges of Europe) нюрнбергские социологи не предлагают опрашиваемым выбирать один из заранее подготовленных вариантов ответов, а настаивают на самостоятельных спонтанных формулировках, что оставляет европейцам свободу выбора собственных причин для беспокойства. В феврале текущего года GfK опросил 13 000 жителей одиннадцати государств континента, включая Германию и Россию. Результаты исследования были обобщены в отчёте «Вызовы Европы-2013». Представленный на днях прессе, он позволяет сделать выводы о проблемах, реально беспокоящих народ Германии, в общеевропейском сравнении оказавшийся наиболее беспокойным.
Итак, первое место в списке наших забот занимает безработица. За ней следуют инфляция, сохранение экономической стабильности, политика в сфере образования и пенсионное обеспечение. Примечательно, что немцы оказались весьма находчивы в поисках причин для беспокойства: в среднем каждый опрошенный сумел спонтанно назвать две с половиной проблемы страны, тогда как, к примеру, в Ирландии – стране с втрое выросшей в ходе финансового кризиса безработицей и вчетверо – государственной задолженностью, – фантазии населения хватило лишь в среднем на 1,2 заботы. Ирландцы, по данным GfK, отметились наибольшим оптимизмом среди всех опрошенных европейцев, и даже безработицу на Изумрудном острове считают за проблему лишь 20 процентов населения.
В поражённой кризисом Испании переживают по поводу безработицы 72 процента опрошенных, во Франции проблема стоит ещё не так остро, но тем не менее волнует 69 процентов французов. В Германии обеспокоенных перспективами трудоустройства 32 процента, что в сравнении с результатом такого же докризисного опроса грандиозный успех: в 2006 году 80 процентов населения ФРГ полагали, что проблема безработицы должна быть решена со всей срочностью.
Тем не менее к оптимистам нас отнести никак нельзя: 29 процентов жителей Германии обеспокоены ростом инфляции, уступая по этому показателю только россиянам, 31 процент которых заботит проблема снижения покупательной способности национальной валюты. В Австрии, экономическое положение которой сопоставимо с немецким, невзирая на такие же мизерные проценты по банковским вкладам, проблемой инфляции обеспокоены только 13 процентов населения.
О поддержании экономической стабильности задумываются 16 процентов немцев. Год назад считали его одной из тревог страны 24 процента населения ФРГ, в год рецессии – 2009-й – 36 процентов. Удивительно, сколь снисходительны по отношению к этим заботам соседи-французы: только 14 процентов населения Пятой республики считают сохранение экономической мощи своей страны за проблему. Вновь поражают оптимизмом ирландцы: с 18 процентами обеспокоенных поддержкой стабильности они ненамного опередили немцев. Государственные финансы заботят и вовсе лишь 6 процентов населения Ирландии, за пять лет увеличившей госзадолженность с 25 до 120 процентов ВВП, но при этом – каждого десятого жителя гораздо более благополучной Германии, планирующей к 2015 году федеральный бюджет без новых долгов.
Упрочила своё положение в списке немецких тревог, представленном GfK, и новая проблема – бедность. Она практически не встречалась ранее и впервые была названа одной из забот населения в 2005 году с вступлением в силу реформы социального обеспечения Hartz IV. С тех пор озабоченность по поводу обнищания стабильно растёт: восемь лет назад бедность тревожила два процента немецкого населения, сегодня – уже 13, что поставило её на шестое место среди наших переживаний.
На седьмое место жители ФРГ поставили иммиграцию и интеграцию. В 1992 году, когда поток переселенцев и беженцев ещё только готовился захлестнуть Германию, проблемы иммиграции и интеграции видели поводом для беспокойства 68 процентов населения страны. Сегодня они вызывают тревогу только у восьми процентов жителей Федеративной Республики – удивительный показатель для государства, которому совсем недавно видный британский журнал The Economist предсказал судьбу нового «плавильного котла Европы».
Комментарии