При Мурси исламистские фанатики охотились на христиан

На модерации Отложенный

Организации по защите прав человека в настоящее время пытаются вывести баланс страданий, которые египтяне испытывали во время правления бывшего президента Мухаммеда Мурси. Это оказалось сложнее, чем ожидалось.

Опасность  ли для Израиля, геостратегическая роль или неудачная модель для арабских демократических движений – более ни одна страна в последнее время не рассматривалась так пристально при всех возможных перспективах, как Египет. Спустя неделю после военного переворота и отстранения от власти исламистского президента Мухаммеда Мурси средиземноморская страна действует абсолютно объяснимо. Однако эта видимость обманчива. Во всяком случае, об этом предупреждает Международное общество по правам человека (ISHR).

Поскольку: при всех итогах исламистского правления, согласно ISHR, практически игнорируются те страдания, которые за эти двенадцать месяцев пережили многие египтяне. Без учета нарушения  прав человека и страданий, пережитых вследствие этого, едва ли можно понять, что произошло после победы на выборах «Братьев-мусульман» - и почему миллионы люди вышли на улицы на демонстрации против Мурси.

По крайней мере, в этом убежден генеральный директор ISHR Мартин Лессентин. В конце концов, борьба с правами человека является ключевым вопросом для египетского исламизма. И в результате страдают не только меньшинства, такие как христиане и шииты, но и многие мусульмане-сунниты.

Ужасные случаи насилия

Поскольку формулировка «ухудшение ситуации с соблюдением прав человека» выглядит довольно сухой, эксперты ISHR продемонстрировали столь же яркий пример: функционирование  так называемой полиции нравов в Египте. Она действовала как «объединение для охраны добродетели и предотвращения порока», ее отряды, согласно правозащитной организации, было в то же время тяжело отличить от банд головорезов. В нескольких городах сторожевые псы морали нападали на женщин, поскольку они шли по улице, не закрывая лицо.

Ужасный случай насилия произошел в Суэце: когда поборники морали встретили пару, которая на  улице держалась за руки, они, согласно ISHR, отрезали мужчине половые органы, вследствие чего тот умер от потери крови. В этом случае виновные в конце концов были привлечены к ответственности.

Практически рационализированная форма жестокости в Египте Мухаммеда  Мурси отображалась форсированным отрезанием гениталий. Это на протяжении долгого времени укоренилось в сознании египетского населения, даже среди христиан, и практиковалось уже при предшественнике Мурси Хосни Мубараке, хотя и было запрещено.

Обрезание в автобусе

После прихода Мурси к власти по всей стране, согласно ISHR и Amnesty International, стали ездить ультрарелигиозные команды врачей и медсестер на фургонах, чтобы предлагать свои услуги крестьянам в качестве мобильных центров для обрезания, а также отрезать девочкам, по крайней мере – гигиенично, клиторы и внутренние половые губы. Согласно египетским СМИ, Мурси лично подчеркивал, что «в определенном смысле» окончательное решение, будет ли дочь обрезана, остается за семьей.

Также нарушались права коптских христиан в стране. Десятки церквей были сожжены, иногда христиан били перед церковью, иногда на христианские кварталы нападали вооруженные фанатики.

Кроме того, страдало и шиитское меньшинство. Во время погрома в конце июня на юге Каира тысячи фанатиков напали на дома шиитов и убили многих последователей этого направления ислама.

Террор был направлен и против отступников, то есть бывших мусульман, таких как немецко-египетский критик ислама Хамед Абдель-Самад. Один салафитский священнослужитель по телевидению заявил, что за свою принципиальную критику ислама Абдель-Самад заслуживает смерти.

Кроме того, радикально наказывались неофиты, перешедшие из ислама в христианство. В провинции Бени-Суэйф в начале 2013 года суд приговорил семью из восьми человек к 15 годам лишения свободы, поскольку они перешли в христианскую веру.

Чествование террористов

Справедливости ради необходимо уточнить: во многих из названных случаев преступники не были братьями-мусульманами, однако, по всей видимости, были близки к их партнерам по коалиции – радикально-исламистским салафитам. В то же время «Братья-мусульмане» по меньшей мере позволяли совершать эти преступления.

Более того, по словам пресс-секретаря ISHR, «Братья-мусульмане» прямо-таки облагородили салафитов и их действия. Так, Мурси назначил бывшего джихадиста, который во время правления Мубарака был причастен к совершению нескольких взрывов, губернатором Луксора.

Также Мурси принял участие в конференции, во время которой салафитские проповедники объявили шиитов неверными-исламофобами. Ни единым словом Мурси не возразил против этой демонизации меньшинства. Вскоре после этого начались антишиитские погромы.

То же самое произошло в случае фетвы (в исламе решение по какому-либо вопросу, выносимое муфтием, факихом или алимом, основываемое на принципах ислама и на прецедентах мусульманской юридической практики – авт.) в отношении Абдель-Самада. После ее обнародования Мурси встретился с ее провозвестником и сердечно поприветствовал его у всех на виду. Следовательно, «Братьям-мусульманам» вполне можно приписывать деяния салафитов, делают вывод эксперты ISHR.

Вынужденное насилие

Критически-симпатизирующие наблюдатели «Братьев-мусульман»,  такие как исламский ученый Тарик Рамадан, утверждают, что многие братья-мусульмане терпели насилие против воли, поскольку им были крайне необходимы союзники в борьбе за выживание против старого режима в армии, судовой системе и администрации.

По их словам, партия Мурси не была ориентирована на нарушения прав человека, кроме криминализации отступничества. Она принимала их помимо воли, поскольку не могла помешать этому по причине нехватки сил.

То, что Мурси и его «Братья-мусульмане» были далеко не так жестоки, как это утверждают западные активисты, в последнее время обсуждается на «Аль-Джазире». Там комментаторы, приближенные к «Братьям-мусульманам», аргументировали, что Мурси действовал как протектор конференции по повышению благосостояния женщин, которые выступали против обрезания. Годами ранее влиятельный мыслитель «Братьев-мусульман», ученый Юсуф аль-Карадави, отменил обрезание как неисламское.

«Братья-мусульмане» также заявили, что Мурси не объявлял шиитов неверными, ведь, в конце концов, он сам ездил в шиитский Иран и призывал иранцев проводить отпуск в Египте.

Ответственность за насильственные действия предполагаемых  цепных псов добродетели официальные лица «Братьев-мусульман» категорически отклонили. Они поклялись, что за этим, должно  быть, стоят люди старого режима Хосни Мубарака, которые хотят дискредитировать правительство.

Спецслужбы совершают нападения

То, что для европейцев звучит странно, западные правозащитники в принципе не исключают. Во всяком случае, согласно ISHR и коптской церкви Египта, доказано, что спецслужбы Мубарака осуществляли кровавые нападения на церкви, чтобы те винили в этом исламистов и преувеличивали их опасность (так же, как за несколько лет до этого акты насилия предпринимали спецслужбы Алжира, чтобы подставить тамошних исламистов; сперва в это не мог поверить никто в Европе).

Мурси также несколько раз подчеркнул, что борьба с «диверсантами» старого режима не оставляет ему времени, чтобы исправить все глубоко укоренившиеся обиды в Египте. В определенном смысле это не оспаривают ни ISHR, ни Amnesty International, ни Общество защиты угнетенных народов (GfbV).

На самом деле, нарушения прав человека во время правления Мурси обычно обусловливались традициями. Так, членовредительство в Египте прочно укоренилось. Согласно ЮНИСЕФ, 90 процентов женщин обрезаны. Дискриминация христиан была широко распространена уже при Мубараке. Несколько раз в год происходили также нападения на церкви, в то время как армия, согласно ISHR и Amnesty International, просто наблюдала. Переход из ислама в христианство или неисламские миссионерские попытки и во времена Мубарака карались тюрьмой.

Если бы Мурси внес изменения – это были бы почти революционные изменения. Можно ли было ожидать подобного от брата-мусульманина?

Никакого улучшения, только ухудшение

Защитники прав человека парируют встречным вопросом: должна ли ситуация с правами человека из-за этой борьбы за власть ухудшиться? Согласно ISHR, GfbV и Amnesty International, во время правления Мурси ситуация не только не улучшилась, но, напротив, еще более ухудшилась.

Количество антихристианских нападений, при всех проблемах достоверного подсчета, увеличилось; членовредительство было форсировано, полиция нравов действовала чрезвычайно нетерпимо, а президент чествовал своим вниманием людей, которые призывали к террору и убийствам во имя Бога.

Однако, несмотря на все споры, наблюдатели понимают одно: отстранение от  власти исламистов не положит конец насилию. За несколько дней после этого погибли около 100 египтян: христиан, шиитов, противников Мурси, но и многочисленные братья-мусульмане.