Подмосковье: способы выживания

Почти в безвыходной ситуации оказалась многодетная семья Киселевых из подмосковного Зарайска. С полугодовалыми детьми-инвалидами они остались фактически без крыши над головой. Перспективы получить квартиру в порядке очереди - почти нулевые. От властей удалось добиться только крохотной коморки без удобств, из которой их могут выгнать в любой момент.

Жизнь от водяной колонки до газовой. Татьяне нужно натаскать и нагреть десятка два ведер в день. Это не считая мытья посуды, стирки на многодетную семью - только чтобы искупать старшего сына - ему полтора, затем полугодовалых близнецов.

"И как тут расслабиться в такой ванночке, вода стынет, холодная становится. Сколько мне надо еще принести и погреть, чтобы ребенка продержать там полчаса? " – говорит Татьяна Киселева.

Полчаса в пластмассовой ванночке посреди комнаты - не блажь, а диагноз. Вот уж кто - а Киселёвы не избалованы совсем. Младшие дети - инвалиды по зрению: едва появившись на свет, погрузились почти в полную темноту. Из-за перенесенной инфекции маленький Богдан ослеп на один глаз, Глеб еле различает очертания маминой руки. Малыши постоянно на антибиотиках - иммунитет на нуле.

"От простуды нам только хуже. Мы боимся, что будет прогрессировать болезнь и мы ослепнем вообще", - продолжает Татьяна Киселева.

Но кашель то и дело переходит в бронхит: в комнате сыро, стены пожирает грибок. Цивилизация до окраины Зарайска не дошла. Водопровод, канализация? - не слышали, туалет - хибара во дворе. И это - съемная "двушка", в которую Киселевы переехали после рождения близнецов. Раньше ютились в комнате мужа в коммуналке - там рос старший сын.

Каморка на 13 метров, соседи-алкоголики. В общем, рай для новорожденных. На прием к местным властям Татьяна пошла, когда поняла, что ей просто некуда из роддома привезти детей.



На выбор Татьяне Киселевой предложили все, чем богато жилищно-коммунальное хозяйство Зарайска. Две малогабаритные "однушки" в хрущевках, куда еле влезли бы детские кроватки. И третью квартиру – "двушку" в так называемом Доме летчика. Год постройки неизвестен , потому что до 1917-го года.

Прошлый век и есть, если не каменный. Деревянные косые ступени, картонная дверь на втором этаже. А чиновникам – нравится.

Вид из окна, конечно, больше всего нужен полуослепшим малышам. Чиновник перечисляет, как заправский риэлтор - вода есть, ничего что пока только холодная, туалет - в Зарайске, очевидно, идет за неслыханный бонус. И главное, в саду уже созрели вишни.

"Только что не новый дом. Чем отличается квартира в новом доме? Престижем только. Другое дело ванной нет, а так место и родителям, и детям. Скажите, чем она плохая?" – недоумевает Николай Мацик, начальник Управления градостроительства и городского хозяйства администрации города Зарайска.

"Кухня маленькая. Он мне предлагает воткнуть туда ванную. Куда, на деревянное покрытие, чтобы мы на первый этаж рухнули? Мужу моему он предложил сделать ящик и детей там купать?" – возмущается Татьяна Киселева.

Киселевы стоят на очереди, но в списке многодетных семей они лишь 44-е. Но впечатление, что местные власти ослепли! Аргумент для них - не два ребенка-инвалида, а закон - не положено. Объясняют: болезнь не та, вне очереди - это с психическим расстройством или туберкулезом.

Распоряжение подобрать Киселевым варианты жилья дал временно исполняющий обязанности губернатора области Андрей Воробьев. Срок был до конца июня. Татьяне прислали ответ - свободных квартир нет.