«Наша Раша. Яйца судьбы» как символ российского расизма
На модерацииОтложенный
Уже много десятков лет в России не делали фильмов про борьбу угнетенных народов против поработителей. Соцреализм умер даже раньше, чем Советский Союз. Фильмы эти, как правило, были настолько плохими, что до сегодняшнего дня память о них не дожила. Единственное исключение - это «Белое солнце пустыни», кино про то, как еще неосвобожденные женщины Востока вносят посильный вклад в дело мировой революции.
Потом эта тема была долгое время забыта, хотя сама проблема угнетения одних народов другими не только не исчезла, а наоборот стала куда более актуальной. И вот, наконец, заговор молчания нарушен. На экранах «Наша Раша. Яйца судьбы», фильм о том, что и национальным меньшинствам ничто человеческое тоже не чуждо.
Идеологически и политически заряженного кино в нашей стране снимают очень мало, так что «Наша Раша» - фильм почти революционный. Нет, фильмы про то, что «тоталитаризм это плохо» у нас были, причем на любой вкус - от «Покаяния» до «Обитаемого острова». Еще были фильмы про «фашизм это плохо» - от «Обыкновенного фашизма» до «России-88». Но никогда еще в России не снимали фильма о правах человека - да еще в такой форме, чтобы никому и в голову не пришло, что он смотрит фильм о правах человека.
Для тех, кто киноленту «Яйца судьбы» не смотрел и не собирается, расскажу, что ее кульминацией является сцена, снятая на Калужской площади в Москве. Все московские гастарбайтеры в оранжевых комбинезонах собираются, влекомые единым порывом, под памятником Ленину. Более того, придти туда их заставляет не протест, а осознание того, что они - потомки Чингисхана, великий народ и тоже, в общем, должны сохранять человеческое достоинство.
«Наша Раша» - вообще проект уникальный в том смысле, что он символизирует современный российский расизм.
Даже те, кто никогда не посмотрят полнометражную киноленту и не смотрели одноименное скетч-шоу на ТНТ, отлично знают, кто такие Равшан и Джамшуд. Именно так с легкой руки комиков из «Камеди Клаб» называются в современном русском языке все гастарбайтеры из Средней Азии. Не удивлюсь, если это словосочетание войдет в очередную редакцию толкового словаря.
Равшан и Джамшуд - почти ровесники современного российского расизма. Сейчас нам почти и не вспомнить, когда из московских дворов исчезли русские дворники и на их месте возникли таджики. Когда в сначала «японцами» в суши-барах, потом уборщицами и грузчиками в супермаркетах, а затем официантками и гардеробщицами стали киргизы и киргизки. С каких пор укладывать асфальт и делать ремонт стали не дородные женщины славянской в комбинезонах, а узбеки.
В Америке вытеснение англосаксов мексиканцами из сферы услуг продолжалось десятилетиями. И не закончилось до сих пор. На эту тему сняты сотни фильмов, написаны тысячи статей, книг и сценариев. Это просто тема для обсуждения. Социальный феномен, о котором люди знают. В России аналогичный социальный феномен оказался замечен лишь комиками с ТНТ.
Если посмотреть на ситуацию со стороны, может показаться, что реальные «равшаны и джумшуды» живут в параллельном мире. Они ходят рядом с нами, будучи совершенно незамеченными. Никто не знает, где они живут, сколько их, откуда они берутся и куда исчезают.
Их жизнь, наверное, немного напоминает фэнтези - в мире есть много равнодушных рас и две враждебные: менты и скинхеды. От враждебных надо прятаться, остальные их и так не замечают.
Если бы все азиаты-гастарбайтеры не считались бессловесными ровшанами и джамшудами, об их приключениях в Москве можно было бы снять немало увлекательных фильмов. Вот, например, такой вариант: грузчик-киргиз и дворник-таджик просят случайного знакомого, китайца с Черкизона, написать письмо Джеки Чану. Они просят у него помощи в борьбе с белыми ниндзя (скинами) и зелеными оборотнями (милиционерами). Он откликается на призыв и начинается модное кунг-фу шоу на просторах столицы.
Впрочем, подобный сюжет - это уже экстремизм толерантности. А на сегодняшний день толпа гастарбайтеров, стоящих под памятником Ленину, - это уже достижение. Это уже правозащитный манифест. И особенно приятно то, что его авторы вряд ли догадываются об этом.
Комментарии