Из-за раскола в обществе Египет стал неуправляемым

На модерации Отложенный

Египетское общество глубоко поляризовано, ненависть в отношении представителей противоположных лагерей быстро возрастает. Уже начинается раздробленность антипрезидентской коалиции, которая должна обеспечить переход к новым выборам.

Площадь Тахрир от площади Рабиа-аль-Адавия отделяют 15 минут автомобильной езды. Египтян же, которые собрались на обеих площадях, разделяет пропасть. С каждым днем они все больше отдаляются друг от друга.

На площади Тахрир во вторник начали продавать плакаты с изображением нового сильного мужчины, военачальника Абдель-Фаттаха аль-Сиси. На прошлой неделе он отстранил от власти исламиста Мухаммеда Мурси. На площади Рабиа-аль-Адавия демонстранты поднимают повыше портреты свергнутого президента. Они организовали палаточный городок. Домой они собираются вернуться только тогда, когда Мурси восстановят в должности.

Египет в настоящее время разделен настолько глубоко, что страна стала практически неуправляемой. Бушует ожесточенная борьба за национальное самосознание. Одни считают, что «Братья-мусульмане» хотят навязать государству свои представления. Другие выдвигают аналогичные обвинения либералам.

Переворот, произошедший на прошлой неделе, и последовавшее за ним преследование приверженцев «Братьев-мусульман» еще больше углубили эту пропасть. Худшее развитие событий произошло в понедельник: более 50 последователей Мурси были расстреляны, когда военные открыли огонь по демонстрантам.

Новые лидеры едва ли в чем-то придут к согласию

В понедельник ночью был опубликован конституционный декрет и амбициозный график. Во вторник наконец удалось договориться по поводу кандидатуры нового премьер-министра. Трое предыдущих кандидатов были заблокированы салафитами. Уже жесткая борьба за пост главы правительства показывает, насколько тяжелым может быть «переходное правление».

Общественные группы, которые пока одобряют план военных, едва ли имеют что-нибудь общее за исключением оппозиции к свергнутому президенту Мурси. Это очень хрупкий союз. Не прошло и недели пребывания у власти, как уже начался раскол. Во вторник молодежное движение «Тамарод» раскритиковало новый конституционный декрет.

Ученые из университета аль-Азхар собираются выйти из альянса. Руководство салафитской партии «Нур» таким шагом угрожает постоянно.

Между тем пропасть между двумя лагерями все углубляется. Каждая из двух сторон объявляет представителей противоположной стороны животными. Это час для проповедников ненависти.

Обе стороны демонизируют друг друга

На площади Тахрир можно увидеть немногих демонстрантов. Как оцениваются последние события, говорится в заголовках продаваемых там основных египетских газет. «Армия убивает более 50 террористов», - говорится единодушно о выстрелах в понедельник. Государственная газета «Al-Akhbar» добавляет абсурдное утверждение: «Среди террористов были 200 хорошо вооруженных американцев, иракцев и сирийцев».

Странные взгляды можно встретить и на площади Рабаа, где во вторник собрались несколько тысяч человек. Один из выступавших утверждает, что армия насильственно препятствует приходить на площадь большему количеству демонстрантов – откровенная ложь. Исламистская газета оскорбляет либерального политики Мохаммеда эль-Барадеи как «американского агента, которые хочет разрушить египетскую демократию». Критики Мурси характеризуются как «хуже неверных из собственного клана пророка Мухаммеда».

Атмосфера все больше накаляется. Даже на основании внешнего вида делаются выводы, кто к какому лагерю принадлежит. Грубо говоря, бородачи – за Мурси, женщины в обтягивающих футболках – за военных. Кто принадлежит к неправильной группе  - начинает рукопашная схватка.

Как преодолеть эту поляризацию, в настоящее время совершенно непонятно. «Мы не прекратим демонстрации, пока Мурси снова не станет президентом», - говорит 53-летний салафит Мамду Исмаил. Он является членом партии «Нур», которая, собственно, выразила поддержку военным. На деле все обстоит, очевидно, иначе.

Надежда на успокоение ситуации – священный месяц Рамадан, начавшийся в Египте в среду. Однако хоть Исмаил и его союзники ничего не будут пить в жару, они собираются продолжать демонстрации.