Газпром-Украина: пленных не брать

На модерации Отложенный

Путин объявил Януковичу газовую «войну на объединение».

Руководство «Газпрома» приняло решение окончательно перекрыть финансовый «кислород» НАК «Нафтогаз Украины». Глава российского газового гиганта Алексей Миллер сообщил, что авансовый платеж за транзит российского топлива в Европу в размере 1 миллиарда долларов будет последним до 2015 года. Таким образом, украинская компания утратила последний надежный источник финансирования закупок российского газа, в том числе для пополнения хранилищ.

По сути, это означает, что в Москве отказались продлевать затянувшуюся газотранспортную «агонию» Киева, которая вызвана хронической неплатежеспособностью нынешних собственников украинской трубы.

Эксперты международного агентства Fitch Ratings уже уведомили о последствиях такого шага. По их мнению, прекращение предоплаты за транзит российского газа может зимой привести к перебоям с поставками российского топлива в Юго-Восточную Европу. Поскольку 7,5 млрд куб. м. газа, с начала нынешнего лета закачанных в украинские подземные газовые хранилища (ПГХ), явно недостаточно для обеспечения бесперебойного транзита. По оценкам представителей «Газпрома», украинской монополии необходимо отправить в газохранилища еще 12 млрд куб. м. Только тогда объем накопленных резервов позволит соседям зимой надежно осуществлять прокачку российских энергоносителей. Но покупать газ им не на что.

Аналитики Fitch отмечают, что тонущая финансовая конструкция под названием «ГТС Украины», до сих пор худо-бедно держалась на плаву именно за счет авансовых платежей «Газпрома». Субсидируя транзитера, российский газовый концерн фактически покупал «худой мир», который, как известно, лучше «доброй ссоры». В данном случае - очередного рецидива «газовой войны». Что обычно заканчивалось перекрытием экспортного вентиля и выдвижением претензий к России со стороны европейских потребителей (контрагентов «Газпрома»). Нечто подобное может повториться и на этот раз - в том случае, если украинские власти не согласятся поделиться с Россией своей газотранспортной системой, который в плачевных финансовых реалиях Украины постепенно превращается в нерентабельный пассив.

С учетом продолжающейся девальвации ее транзитных мощностей (это связано как с возведением Россией обходных газотранспортных магистралей, так и с общим снижением уровня потребления «голубого топлива» в Европе) на первый план выходит адекватность команды Януковича. А точнее ее способность геополитически «разогнуться» и, наконец, выйти из неудобной «многовекторной позы». Отказавшись от продолжения бессмысленных заигрываний с «европейским больным» (т.е. ЕС, который все больше погружается в экономическую рецессию) ради участия в перспективных постсоветских интеграционных структурах.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов полагает, что отказавшись от практики авансовых выплат за транзит, руководство российского газового концерна пошло ва-банк. Причем, делает это по прямому указанию Владимира Путина.

- Директива сформулирована по формуле военного времени: «Пленных не брать»! «Газпром» получил карт-бланш на то, чтобы применять против Украины самые жесткие меры».

«СП»: - Насколько они окажутся действенными?

- Это назревшая мера. Оценка экономического состояния «Нафтогаза» показывает, что эта компания не способна без авансовых платежей закупить необходимые объемы газа в хранилища. «Газпром» можно понять. Российский поставщик (и Россия в целом, потому что такие решения согласовывались с Путиным) многие годы шел на уступки украинской стороне. Мы осуществляли авансовые платежи, предоставляли кредиты и т.д. В свою очередь, Киев не спешил выполнять собственные обязательства. Вспомним историю, когда «Нафтогаз» отказался полностью выбирать законтрактованные объемы российского газа без оплаты штрафных санкций. Более того, украинские власти пытались поставить под сомнение правомочность заключенных с Россией газовых соглашений. Что, согласитесь, уже выходило за любые допустимые рамки. В ответ на серию вызывающих демаршей Москве тоже решила проявить жесткость.

«СП»: - И все же целеполагание «придушить» «Нафтогаз» вряд ли может быть определяющим

- Украине сделано четкое и выгодное предложение: «Пустите «Газпром» в акционерный капитал украинской ГТС и взамен получите двукратное снижение цен на газ». Предложенная цена в $220 за тысячу кубов - это фактически внутрироссийская цена плюс стоимость транспортировки. То есть - фантастически выгодные условия. Белоруссия согласилась на такую же схему. Сегодня «Газпром» это 100% владелец «Белтрансгаза» (сейчас, правда, эта компания называется ОАО «Газпромтрансгаз-Беларусь»). И сегодня Минск приобретает наш газ по цене около $200 за тысячу кубометров. Что ровно в два раза ниже среднеевропейской. Спрашивается, что еще нужно Киеву?

«СП»: - РФ настаивает на создании двухстороннего консорциума?

- Нас бы устроил «белорусский вариант». Когда «Газпром» получает вначале 50% акций. А затем, когда все поймут, что ничего страшного не произошло, приобретает и оставшуюся половину. Причем, именно приобретает, а не получает. То есть - не бесплатно. Кстати говоря, я всегда был сторонником варианта с созданием трехстороннего консорциума с участием европейцев. Проблема в том, что сегодня ни одна европейская компания не выражает желания войти в акционерный капитал украинской ГТС.

Только председатель Еврокомиссии Баррозу говорит об этом. Но у него нет финансовых средств для того, чтобы выступать в качестве акционера.

«СП»: - Некоторые скептики утверждают, что попытка «Газпрома» надавить на «Нафтогаз» малоперспективна. Дескать, Украина продаст свои ПХГ европейцам.

- Опять же это нереалистичный сценарий. Потому что нет смысла покупать подземные хранилища (как и всю ГТС в целом), не владея источниками газа. Это все прожекты, которые никого отношения к реальности не имеют. Да, европейские чиновники намекают на возможность приобретения доли в украинской ГТС. Проблема в том, что «трубу» должна купить конкретная компания. А любая европейская компания - коммерческое предприятие. Какой безумец будет вкладывать деньги в пустую «трубу»?!

Понимая, что «Газпром» может форсировать строительство «Южного потока». Тогда тема украинского транзита вообще будет закрыта, а «незалежная» «труба» превратится в груду металлолома. Если раньше, в период высоких цен и украинской транзитной монополии, никто не позарился на местную ГТС, то сегодня на падающем рынке - тем более.

«СП»: - Однако, «Южного потока» пока нет. Зато есть риск, что Киев в очередной раз перекроет европейский транзит

- Это произойдет, если «Нафтогаз» не закачает необходимые объемы газа в хранилища на зимний период. Тогда может повториться старая история с воровством российского газа под лукавой вывеской «несанкционированный отбор». Что самое тревожное в этой ситуации. Перекрытие украинского транзита - достаточно болезненная вещь. И Украина продолжает шантажировать этим Россию.

«СП»: - Насколько вероятна в таком случае перспектива дальнейшего сокращения присутствия «Газпрома» на европейском рынке?

- Пока имеет место противоположная тенденция - «Газпром» этот рынок отвоевывает. 2012 год в этом смысле не был показательным. В этом году мы снова стали наращивать поставки. Это связано с целым рядом обстоятельств. В частности, с аварией на одном из норвежских месторождений, а также с уходом катарского СПГ на премиальные рынки Азии.

В первом полугодии «Газпром» имеет очень неплохие экспортные показатели. Поэтому мы не должны допустить новой «газовой войны». Мы и так много потеряли в имиджевом и финансовом (что взаимосвязано) плане, перекрыв экспортную задвижку в 2009 году. И дело не только в деньгах. Не менее значимый репутационный ущерб нанесла поднятая вокруг этого политическая истерика. Помню, когда я был в Европе в те месяцы, то слышал не одно выступление еврокомиссаров. Все они начинались с русофобского рефрена: «Ну, теперь-то вы поняли, кто такие русские?». Причем, в такие «частности» как - «Кто конкретно виноват в ЧП – Москва или Киев?» - никто не вникал. По принципу «сами разбирайтесь, но чтобы газ был».

Ситуация непростая. Окончательно обнаглевшие украинские элиты преследуют собственные политические цели. Спекулируя на популистской идее: «Если отдадим трубу, Россия нас захватит». Это миф, который холят и лелеют украинские политики-русофобы. Страшно, когда миф становится национальной идеей.

«СП»: - Какие аргументы могла бы предъявить Россия в пользу отказа от ложной мифологемы?

- Главный рациональный аргумент заключается в том, что обладание «трубой» отнюдь не обеспечивает контроль над страной. Это всего лишь вид бизнеса. Абсурдно, когда банальный транзит углеводородов представляют как фундаментальную предпосылку «незалежности». Та же Белоруссия отдала свою трубу, но не перестала из-за этого быть суверенным государством.

Будем откровенны, наше влияние на Минск после этого не увеличилось. Даже проблемы, которые возникают в ТЭКе, мы не можем разрешить. Например, транзит нефтепродуктов под видом растворителей без выплат таможенных пошлин в российский бюджет. По логике украинских «западэнцев», мы уже давно должны были «выкрутить руки» Лукашенко. Но этого не происходит.

Директор Украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов напоминает, что авансовые платежи никогда не были предметом официальных договоренностей. Такую практику можно расценивать как жест доброй воли со стороны России.

Впрочем, это был вполне прагматичный ход. Москва желала подстраховаться от возможных проблем с прокачкой газа в Европу через территорию Украины. Чтобы выглядеть добросовестным и ответственным поставщиком в глазах европейских потребителей. Сегодня, когда Украина сократила объемы транзита российского газа через свою территорию, а Россия запустила целый ряд альтернативных маршрутов и намерена строить очередной, зависимость от украинской ГТС объективно снизилась.

«СП»: - При этом власти Украины продолжают незаконно присваивать российское топливо

- Да, только теперь это не открытое воровство, а завуалированное. Под видом «виртуальных» реверсных поставок российского газа из Европы. «Газпром» считает эту схему мошенничеством. «Нафтогаз» закупает якобы более дешевый газ у европейцев. Причем, делает это весьма оригинальным способом. Когда российский газ, который предназначается для Европы, по сути дела, не покидает Украину. После чего путем нехитрых финансовых комбинаций этот газ переписывается на европейских потребителей. Затем Украина приобретает с небольшим дисконтом тот же российский газ.