Исламисты Египта: сражаться и умереть за демократию
На модерации
Отложенный
Корреспонденты «Известий» следят за развитием событий в балансирующей на грани начала гражданской войны стране.
Как это ни удивительно, но военный переворот в Египте поддержали даже местные анархисты. Их веб-сайты пестрят портретами главы военной хунты генерала Сиси и фотографиями улыбающихся военных, которым женщины и дети дарят цветы и угощения.
- Мы с февраля призывали военных вмешаться. Тогда, когда пытались штурмовать президентский дворец. Военный переворот - это, конечно, не демократическая мера, но исламистские преобразования - это путь еще худший. Мы за меньшее зло, так как военные все же, в большинстве своем, люди светские, - парень из дежурящих на Тахрире анархистов объясняет тактическими соображениями временный отход от догм Бакунина и Кропоткина. - А светское государство, в котором правительство не лезет во все дела граждан, - это серьезный шаг в сторону свободы.
В субботу и воскресенье - после пятничной попытки исламистов прорваться к Тахриру, закончившейся кровопролитием, - народу на площади стало заметно меньше. И анархисты в своих черных майках с надписями вроде Tahrirultras или «Нет исламистскому режиму» теперь чувствуют себя хозяевами положения. Через установленные здесь динамики все чаще звучат не арабские песни, а SexPistols и Ramones.
Совсем иная музыка в лагере исламистов, большая часть которого переехала от мечети Раба эль-Адвия к штабу Республиканской гвардии, где, как уверены «Братья-мусульмане», продолжает находиться в заключении низложенный президент Мухаммед Мурси. Хриплые агрессивные речитативы под ритмичный стук огромных бубнов разносятся то тут, то там среди многотысячной толпы. Тексты песен очень похожи - это проклятия в адрес зачинщиков переворота и благословения в адрес Мурси.
- Европа вроде бы хотела, чтобы мы стали демократической страной, а теперь поддерживает врагов нашей демократии, - очень смуглый мужчина с редкой бородой и в засаленном халате вступает в разговор с иностранцами на неожиданно хорошем английском. - Я такое последний раз могу припомнить только с Украиной. Десять лет назад европейцы тоже поддержали там кандидата, проигравшего выборы, и посадили его президентом. Как его звали? Ющенко? Спасибо. Так вот, у нас теперь свой Ющенко. Сиси его зовут.
Среди исламистов, несмотря на то, что на Западе они обычно воспринимаются как малообразованные люди с крайне ограниченными жизненными интересами, многие владеют иностранными языками в достаточной для поддержания беседы о политике мере.
- Я не бог весть какой верующий. Видите, я даже курю. А для мусульман - это харам, запрещенное действие. Но я считаю, что наша страна должна стараться жить по законам ислама. И большинство населения поддерживает эту идею, как показали выборы, - инженер Амир Самахи специально приехал из Хургады в Каир поддержать сторонников Мурси.
В курортной Хургаде, говорит Амир, тоже проходят демонстрации. В пятницу, по его словам, на улицы города вышли 8 тыс. человек, поддерживающих «Братьев-мусульман», а в четверг вечером митинговали 7 тыс. их противников. Люди из разных лагерей специально выходят в разные дни, считает инженер, чтобы не нарываться на стычки и не пугать туристов, за счет которых Хургада и живет.
Каир когда-то тоже был туристическим центром. Благодаря в первую очередь пирамидам Гизы. Даже в ходе прошлой революции в Гизу сотнями ехали туристические автобусы, а к пирамидам и Сфинксу выстраивались очереди. Сейчас у древностей безлюдно. Между историческими памятниками бродят лишь десяток каирских старшеклассников да пара японских туристок катается от гробницы к гробнице на верблюдах.
- Бизнес встал. Неделю почти никого нет. Люди перестали ездить в Гизу, - жалуется Кемаль - владелец фирмы, организующей туры среди пирамид на лошадях и верблюдах. - Попрошайки тут совсем озверели. Уже не просто требуют от редких приезжих деньги, а буквально забирают их.
Кемаль и его конкуренты отчаянно демпингуют - за неделю стоимость туров упала с $55 до $30 - и включают в цену путешествия специальное сопровождение для защиты от бедуинов-попрошаек. Но это не помогает. Люди просто не едут в Каир.
- Я прошу Аллаха закончить все это как можно скорее. У нас у всех семьи, дети. Нам их что, песком кормить? - возмущается бизнесмен.
Но до возвращения стабильности, похоже, еще очень далеко. Египет уже обзавелся временным президентом Адли Мансуром, получил и тут же потерял премьера Мухаммеда эль-Барадеи (информация о его назначении была опровергнута уже через считанные минуты после публикации), а вся полнота власти остается у военных. И сторонников светского характера государства, это, похоже устраивает. Не даром же изображение главы путчистов Абдельфаттаха ас-Сиси также популярно у противников исламистов, как портрет Мухаммеда Мурси у «Братьев-мусульман».
Последние, к слову, готовы к реваншу. На поздний вечер воскресенья они уже назначили сбор в центре Каира всех готовых «сражаться и умереть за демократию».
Комментарии