Отработанный материал
Владимир Путин милостиво соизволил принять ходока, хлопочущего по делу спасения РАН, Владимира Фортова. Тезки долго совещались, но вердикт, вынесенный главным из двух Владимиров был сух и прост. "Реформам быть!". Да и странно, если кто-то ожидал от него иного решения. Уже давно ходили по академическим кругам слухи, что сиятельный недоволен самоуправством ученых мужей, которые осмелились несколько раз прокатить на выборах в академики господина Ковальчука, что-то вякали супротив сгущающегося над страной мракобесия и вообще пытались себя вести хоть как-то самостоятельно. Конечно фронда ученых старичков была вегетарианской, но по нашим суровым временам и этого хватило.
На дворе не тридцать седьмой, по этому разгоняемым умникам, вернее их руководству, было брошено с высочайшего стола несколько косточек - это и обещание стотысячных выплат всем действительным членам РАН, и предложение на первых порах сохранить Фортова у руля перемен, и заверение, что "все будет, как при бабушке", что новое правительственное агентство раздаст всем сестрам по серьгам и не будет особо шалить при распределении финансирования. Легкое бурление академических масс скорее всего прекратится в течение ближайших месяцев, благо бойцов среди них нет, ну а если кто и не вступит в новый "клуб ученых" - флаг тому в руки и электричка на встречу.
Надежды, что высочайший узрит непорядок и исправит его были, конечно, наивными и детскими. То, что Фортова не утверждали в течение месяца в должности президента РАН, оставив его с ослабляющей в аппаратной борьбе приставкой и. о. достаточно ясно показывает, что активности по ликвидации академии направляются с самого верха. Что сказать - бюджетный пирог тощает и чиновным волкам приходится искать все новые способы утоления голода. Простой закон биологии. Старый президент Осипов как-то держал свое полуфеодальное королевство, а теперь подвернулся момент, и можно распилить остатки советской еще собственности, уютно устроившиеся в академических закромах. Скорее всего все разговоры про реформы - суть простые отговорки, отход от главного смысла - раньше пилили вы, теперь пришла пора попилить нам.
Впрочем разговор и сам текст не об этой грызне феодалов от государства и науки под ковром. А о том - можно ли вообще было ждать от наших руководителей каких-то эффективных действий в сфере науки? Вряд ли. Наука интересует власть только в двух моментах. Во первых банальный фактор престижа. Получение очередной нобелевской премии или другой международной награды сродни олимпийскому успеху, и даже круче. Это дает возможность покрасоваться в обнимку с очередным лауреатом, наградить его чем-то, попить с ним чайку, а потом дать клевретам раскричать со всех трибун и экранов, что вот пример роста отечественной науки, подымания России с колен, и эта награда обеспечена непосредственно трудами и неусыпным бдением Хозяина. Короче престиж, простой почет и удовольствие. Поскольку давно уже наши умы не приносят особых лавров, впрочем как и спортсмены, этот фактор перестал влиять на что либо.
Ну и второй момент - простой банальный гастрономический интерес. Раз вы ребята не даете пользы госпропаганде, не крепите щит родины, не клянетесь в верности на сборах Общенародного фронта, да еще и расстраиваете сиятельных персон своими дрязгами, так давайте мы вас скушаем, материал вы отработанный, но сладкое мясцо недвижимости еще осталось.
Надежды на то, что представителей тандема удастся в чем то убедить - смешны. На науку у нас давно уже забили болт. К третьей мировой не готовимся, прожить в изоляции на самообеспечении, что бы не кричали агитаторы, не собираемся. Все, что нужно закупим. С царского трона на умные дела, мягко говоря, плевать. Люди у нас сейчас правят предельно практичные и циничные и весь культур-мультур отметают с презрением. Кто-нибудь может сказать, какие книги они читают, какие фильмы смотрят, на какие спектакли ходят? И читали ли вообще что толковое после окончания института? Ну может пробежали глазами свои кандидатские работы. Путин еще отметился, конечно, парой визитов в театр, во время одного раскритиковал образ Чацкого, во время другого объявил о разводе. Символично.
Вообще интеллектуальная жизнь сейчас у нас в верхах отдыхает. Нет, я не о количестве ученых степеней - с этим у нас все в порядке. Речь именно об интеллектуальном оскудении. Почти никто из правительства не известен своими научными трудами, книгами, статьями. Даже, так сказать, шедевр "Околоноля" великого русского писателя Натана Дубовицкого смотрится на общем сером уровне, как кочка над болотом. В советское время было прилично хотя бы изображать умствования, писать самостоятельно, или руками ученых холуев книги, благо перед глазами всегда маячила полка с полусотней ни разу не открытых томов Ильича и Карлы. Вот и скребли по бумаге и Хрущев, и Горбачев, и, даже, в ранние годы, Брежнев. Не говоря уже про Сталина, который оставил немалый "славный" след в науке языкознания да и не в ней одной. Ельцин и тот выпустил под своим именем несколько книжек.
У старых советских вождей сохранилось еще крестьянское удивленное почтение к ученому человеку. Это сказывалось и в особых условиях труда, и в доплатах. Спрашивали, конечно, с умников тоже много. Нынешние же ребята впитали в себя уже городскую науку подворотни - презрение к бессмысленным никчемным очкарикам, вечно ноющим и клянчащим денег. Так что ждать каких то благостей и даров от них без толку. Все пойдет своим чередом, академики прогнутся и РАН станет очередной жертвой беспощадного реформирования. Кучка протестующих будет вычищена из рядов и в лучших традициях пригвождена к столбу, а на освободившейся поляне смогут, наконец, безбоязненно куролесить милые властям изобретатели чудо-фильтров и гравицап.
Конечно, когда-нибудь, если таки наступят светлые новые времена кто-то попытается вновь собрать разобранное к тому времени по камешку здание российской науки. Может что и получится. Но это будет не скоро и это уже совсем другая история...
Комментарии
"Самое страшное — это сам факт юридической ликвидации РАН. Все наши контракты, в том числе по программе высадки на Луну, которую мы ведем, приобретают ценность бумаги. Все это надо будет непонятно каким образом перезаключать", — отметил он.
"Мы на год, месяцев на 9-10 минимум, будем вынуждены остановить космические программы. У нас уже есть определенные международные договоренности, что в 2016-1017 годах мы летим на Марс, по этой программе каждый день дорог! Все эти планы рушатся", — заявил Зеленый.
Вот тогда и может стать ясно, сколько государство сэкономит, а сколько проиграет на этой авантюре, если, конечно, оно уцелеет от этого эксперимента...