Моральная база экономики

На модерации Отложенный

Этика -- наука точная. Тем более удивительно, что никто из корифеев не пытался рассмотреть проблемы экономики с позиций этики, а прибегали к неопределённостям математики и лжи статистики.

Ну, видимо в силу мудрости своей, они избежали лёгких путей и пошли благородным путём труда и многословия... Среди нас (среди меня уж точно) мудрецов нет, так что я предлагаю рассмотреть экономику с простых и привычных понятий добра и зла. В силу дикости своей, опять же, вынужден обойтись без простых и ясных понятий "каузальный", "секуляритивный", а также абсолютно необходимых "акцепты", "варранты" и "индоссат" (два раза). Придётся обходиться русским языком.

Как известно, экономика начинается с избытка и недостатка. Нет, великие-то начинают её отсчёт с прибавочной стоимости или с монетаризма, но это опять-же в силу их трудолюбия и глубины понимания, я же вынужден начинать с начала. С избытка и недостатка. Избыток и недостаток абсолютны, поскольку являются отражением космических процессов, но и относительны, в силу всё тех-же процессов и ещё потому, что мы живём среди людей и уж эту-то истину познаём в сравнении. Ну и ещё потому, что их можно поправить. Поправить не только трудом, но и обменом. И вот здесь-то, в исправлении этой ситуации (а избыток тоже следует исправлять, раз уж мы говорим о точной науке), сразу вступают в действие движущие силы экономики. Не избыток и недостаток, ибо сами по себе они ничего не значат, а значение имеют только в человеческом восприятии, а немного иные, следующие на пути причинности. А именно : шедрость и бережливость; расточительность и скупость. Чисто моральные качества. Причём следует заметить, хотя можно было сделать это и попозже, что эти качества бывают как врождённые, или обусловленные состоянием человека (не имущественным состоянием, а физическим, здоровьем по-простому), так и приобретённые -- воспитанием или другими обстоятельствами. То есть они как исходят из человека, так и приходят к человеку из внешнего мира.

Моральные оценки здесь вроде бы однозначны. Щедрость и бережливость -- это хорошо, а расточительность и скупость -- плохо. Но посмотрим ещё раз. Посмотрим на то, к каким предметам применяются эти качества. К каким продуктам. Как-то чаще щедрость и бережливость относятся к плодам своего труда, а скупость и расточительность -- чужого. Или своего, но не соответствующего по вложениям. К халяве. Пора подтверждать оценки? -- Как бы не так. К плодам своего труда относится на этом этапе кроме прочего продавец, а к плодам чужого -- покупатель. Со всеми вытекающими. Кстати и этимология слов "щедрость" и "дар"; "скупость" и "покупка" вызывает впечатление схожести. Но из этого не следует, что покупатель однозначно аморален, речь-то идёт об обмене и если покупателю есть что предложить, то обе стороны договора могут быть щедры, бережливы, к тому же великодушны и так далее. Сплошные плюсы. Почему же мы их наблюдаем не всегда? Ну, об этом чуть позже, а пока замечу лишь, что не только продукт, но и сама деятельность человека характеризуется этими понятиями -- щедрость, скупость, расточительность и бережливость. Их признаки можно найти в любом человеческом деле -- в забивании гвоздей, разумеется в обработке земли, в производстве металла и так далее.

Например когда мы говорим, что недоварили лапшу или металл, дескать и так сойдёт,потому что мы русские, можем смело добавлять -- "и потому что мы скупы". И наоборот. Работа, сделанная до конца или даже лучше является признаком щедрости.

В общем до этого этапа мне не удалось найти материалистического обоснования экономики (есть ещё грабёж, там может быть, но это уже из области политики, а не экономики) и дальше я рассматривать этот вопрос не намерен. Экономика в силу происхождения из чисто моральных качеств есть явление сугубо моральное. Возникает вопрос (я обещал) -- как же в этом сугубо моральном предприятии возникли такие явления, как подлог, фальсификация (подделка продуктов; я обещал русский язык, но слово "фальсификация" сейчас более русское чем "хлеб" например), элементарный обсчёт, кредит и страхование, не говоря уж о прочем? -- -- А это не экономика. Ещё Аристотель в бытность свою (тот, что дал определение экономики):

"Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος - дом и νόμος - правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства»)"

обратил наше внимание на существование побочного явления от экономики -- безудержной тяги к накоплению богатства, он называл её хрематистикой и очень просил не связывать её с экономикой. Собственно она и не является экономикой. Это болезнь на здоровом теле экономики, образовавшаяся сначала на её убыточной ветви (эта тяга кормилась с недостатка; изначально её представляли ростовщики, залогом часто выступала свобода должника), а потом распространившаяся на обе. То есть и на избыток тоже. Доить избыток оказалось сложнее чем недостаток, но было бы желание.

Откуда же взялась эта безудержная тяга к деньгам и почему я не пренебрёг моральными основами экономики, поскольку уж вся сегодняшняя цивилизация, не говоря уж об экономике, построена на этом вроде абсолютно аморальном деле -- любви к богатству?.. -- а никакого противоречия. Следует понимать, что такое эта безудержная тяга к богатству, она же любовь, она же чёрт знает что ещё. Это чувство. Искуственное чувство. Искусственное чувство, инициированное разумом. Это похоть. Похоть экономики. Как бывает похоть чувств, похоть желаний, похоть знаний... Так здесь мы имеем дело с похотью экономики. Что ещё раз подтверждает, что экономика -- живой организм, ибо только живые организмы способны к болезням, да ещё душевным. Аристотель называл это извращением. И правильно. Слова похоть тогда ещё в ходу не было. Потому все описания экономики, хоть с точки зрения монетаризма, хоть с точки зрения прибавочной стоимости, являются не описаниями экономики, а описанием её болезни, извращения, похоти.

Можно было на этом и закончить, но расширю определение. Любая деятельность ради денег является похотью экономики. Ростовщичество. Спекуляция. Производство ради денег. Сельское хозяйство ради денег. Выделение средств. Когда у нас в стране "вкладывают" миллиарды, а цель вложений определяют весьма условно -- "улучшить...", это похоть. А других вложений у нас и нет. Так и живём.

Этика -- наука точная.