Россия в щекотливом положении из-за Сноудена

На модерации Отложенный

Лучшей развязкой дела Эдварда Сноудена, с российской точки зрения, будет то, что венесуэльский лидер Николас Мадуро, находящийся в Москве в настоящий момент для участия в саммите стран-экспортеров газа, возьмет беглеца из транзитной зоны аэропорта "Шереметьево" вместе с собой в президентский самолет, возвращающийся завтра в Каракас.

Если Мадуро был бы Уго Чавесом, так и могло бы произойти. Но Мадуро может вместо этого взять пример со своего эквадорского коллеги и такого же левого лидера Рафаэля Корреа, которому позвонил вице-президент США Джо Байден с мягким напоминанием о том, что случится с хрупкой экономикой Эквадора, если администрация Обамы введет эмбарго на его экспорт брокколи на американский рынок.

Также и Гавана вряд ли вызовется предоставить убежище Сноудену. Холодная война действительно закончилась, и никто также не питает иллюзий, что вскоре начнется новая.

Кроме того, Пекин подал отличный пример, направив официальное лицо с тихим визитом к Сноудену в его укрытие в Гонконге и попросив того покинуть китайскую территорию. Для Пекина слишком многое поставлено на карту в отношениях нового типа с Вашингтоном как между великими державами.

Администрация Обамы оценила поведение Пекина как отвечающего за свои действия члена мирового сообщества, и госсекретарь Джон Керри заверил, что жизнь продолжается и на американо-китайские отношения это не повлияет.

В сравнении с этим не запорола ли Москва дело Сноудена? Конечно, слишком много российских официальных лиц выходили к микрофону, чтобы поговорить об этом - в то время как ни один член команды Си Цзиньпина не произнес ни единого слова, пока Сноуден находился в Гонконге.

С этого момента для Москвы будет действовать закон убывающей доходности.

У России слишком много недоброжелателей в Вашингтоне, которые точат свои ножи. И Обама уже заявил официально, что он не пойдет на "скрытые махинации" с Москвой из-за Сноудена. Новый советник по национальной безопасности Сьюзан Райс права в том, что Обама не был ранен в политическом смысле из-за дела Сноудена.

Так каковы же варианты действий, открытые для России? Передача Сноудена США станет большой потерей престижа, но его продолжающееся нахождение в "Шереметьево" будет являться нерациональным и все больше будет выглядеть так, как будто Москва "посылает" Обаму. Будучи прагматиком, президент Владимир Путин может посчитать, что ущерб отношениям России с США будет значительным.

Хорошо, тогда рассуждения ради Россия, предложив Сноудену убежище, может настаивать на том, что она является защитницей прав человека, ну и что? Приукрасит ли это имидж России за границей или ее положение на мировой арене в реальном отношении? Здесь нет легких ответов.

Другой альтернативой было бы то, что страны обычно делают в подобных обстоятельствах, то есть депортировать незаконного иммигранта без действующих въездных документов обратно в его порт посадки (на самолет), которым, конечно же, является Гонконг. Но тогда Пекину будет не смешно.

Поэтому в конечном счете, если только Мадуро не окажет услугу России завтра, забрав Сноудена с собой в Каракас, самым лучшим для Москвы будет тайно прозондировать ФБР в Вашингтоне и предложить оказать содействие заключению сделки между Сноуденом и американскими властями, в соответствии с которой молодому беглецу посоветуют ехать домой и предстать перед справедливым судом. То есть Москва может стать честным посредником.