Египту предрекают новую волну "арабской весны"

Каир, 30 июня. Египет всю эту неделю напоминает закипающий котел. Акции протеста охватили всю страну. В пятницу в ходе беспорядков погибли три человека.

Один из них - гражданин США, фотограф. Сторонники оппозиции и власти акции приурочили к политической дате. 30 июня - первая годовщина правления президента Египта Мохаммеда Мурси. В центре Каира началась антиправительственная демонстрация. Противники Мурси грозят новой революцией. Американским дипломатам уже разрешили покинуть эту страну из-за волнений. Министерство иностранных дел России просит туристов быть осторожнее. Что происходит в Египте и почему египтяне недовольны президентом, разбирался корреспондент «МИР 24» Владимир Самборский.

Это даже не уличный протест - это уличный бой по всем правилам: постоянно движущаяся линия фронта и жестокие перестрелки за каждый дом, квартал или угол. Протестующие обстреливают полицейских из фейерверков и сигнальных ракетниц, в ответ - град резиновых пуль. С одной стороны кидают камни и бутылки с зажигательной смесью, с другой - гранаты со слезоточивым газом.

Это цветочки, обещают лидеры оппозиции. Настоящие протесты, по их словам, еще и не начинались, день гнева назначен на 30 июня. Тем не менее, счет погибшим уже открыт. А в Александрии только за один день уличных боев насчитали 70 раненых. За последнюю неделю стало очевидно: страна раскололась пополам. Причем и сторонников, и противников действующей власти примерно поровну. И каждый готов доказывать свою правоту до последнего. В Александрии толпа насмерть забила мужчину. Причем понять, кто здесь сторонник Мурси, а кто оппозиционер, невозможно.

Тем временем в самом Каире ситуация более менее спокойная. По крайней мере, без стрельбы. Тысячи протестующих разбили палаточный лагерь на площади Тахрир. Требование одно - Мурси должен уйти в отставку.

«Мурси, он не с нашей планеты. Такое чувство, что он даже не с Марса или Венеры. Он с планеты под названием «Братья-мусульмане», - отмечает протестующий Махмуд Ганем.

Главный аргумент протестующих - за год правления Мурси Египет так и не смог выбраться из социальной пропасти. Безработица, нищета, голод - все то, против чего боролись год назад в столкновениях с режимом Мубарака, осталось без изменений.

«В Египте слишком много людей, для которых просто найти еду и заработать денег - огромная проблема. Слишком много людей, для которых полкилограмма мяса - это слишком дорого. У нас постоянные проблемы с газом и бензином. Мы голодаем. Мы хотим другого президента», - подчеркивает участник акции протеста Хани.

Требования досрочных выборов - фактически протест против правящей партии «Братья-мусульмане».

Собственно, Мурси и победил на выборах лишь потому, что представлял это радикальное движение. Сама партия зародилась еще в конце двадцатых годов прошлого века. Долгое время она была запрещенной. В России «Братья-мусульмане» и сейчас имеют статус террористической организации. Однако в Египте с середины 1980-х исламисты принимают участие в парламентских выборах, правда, как независимые кандидаты. Парадокс, но закон от 1954 года, запрещающий фактически правящую партию «Братья-мусульмане», до сих пор не отменен. Политолог Алексей Крол объясняет, почему электорат не в восторге от Мурси.

«Сам Мухаммед Мурси ничего не решает, потому что сами «Братья-мусульмане» - это организация с жесткой, почти военной системой соподчинения. Он как лицо нижестоящее в партийной иерархии обязан подчиняться Мухаммеду Бади - руководителю, верховному лицу, который и вершит политику в государстве», - поясняет старший научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН Алексей Крол.

Впрочем, «Братья-мусульмане» тоже настроены решительно. И дают понять: без боя Мурси они не отдадут. В ночном Каире собираются не менее многочисленные митинги, но уже в поддержку действующего лидера.

«Большинство египетского народа поддерживает Мурси. Мы голосовали за его четырехлетнюю программу. И если сейчас они свергнут Мурси, это будет означать, что они свергнут саму демократию. Выберут другого президента, а через полгода и его свергнут. Потом выберут третьего, четвертого. Это замкнутый круг», - говорит Абдель Азиза.

Все происходящее в Египте называют вполне закономерным продолжением «арабской весны». Той, что пришла зимой 2010-го. 17 декабря революция начались в Тунисе. А за три дня до нового года волнения поднялись в Алжире. Самая горячая пора «весны» пришлась на январь. 13-го заполыхала Ливия, затем едва ли не каждый день все новые очаги волнений - Иордания, Мавритания, Судан, Оман, Саудовская Аравия, Египет, Сирия, Марокко, Бахрейн, Ирак, Кувейт. О том, что она закончилась, никто и не говорит. В Тунисе, Египте и Ливии - произошла полная смена власти. К слову, в Ливии гражданская война до сих пор идет. В Ираке и Сирии ситуация в общем тоже близка к этому.

Политологи предрекают Египту новую волну «арабской весны». Тем более, что сегодняшний конфликт гораздо опаснее революции 2011 года. Потому что свергнуть Хосни Мубарака хотело большинство, а против режима Мухаммеда Мурси выступает только половина египтян.