Россияне готовы снова отдать власть большевикам

Старые социологи вспоминают, что в советское время при опросах населения нельзя было задавать вопросы об отношении народа к власти в любых интерпретациях. Не желала власть ничего о себе знать. Ну а теперь – позволяется. Возможно даже заказать социологам собственное исследование, как это и сделала «Русская планета», обратившаяся к «Левада-центру».

И выяснилось, что сегодня на выборах в России с большим отрывом победили бы... большевики. И это после двадцати с лишним лет радикальных «рыночных» реформ! Больше половины россиян согласились с тем, что в стране сложилась революционная ситуация, и если бы на выборы сейчас вышли политические партии дореволюционной России, то впереди всех оказались бы большевики: им отдали бы свои голоса ровно четверть населения. Конечно, это меньше результатов «Единой России» на последних выборах, но в их честности, как все помнят, возникли большие сомнения.

Революционную ситуацию в стране чувствуют 57% респондентов. Как известно, это понятие сто лет назад Владимир Ленин сформулировал так: «Верхи не могут править по-старому, низы не хотят жить по-старому».

Можно как угодно относиться к его теоретическому наследию, но в том, что такое явление существует и никуда за эти годы не делось, сомневаться не приходится. Впервые оно появилось в статье «Маевка революционного пролетариата» в 1913 году: «Для революции недостаточно того, чтобы низы не хотели жить, как прежде. Для нее требуется еще, чтобы верхи не могли хозяйничать и управлять, как прежде»

В этих словах содержится некое откровение, не утратившее своего значения по сию пору, не правда ли? От них исходит импульс перемен, говорящий, что власть бренна, как и все остальное в этом мире.

В дальнейших работах – «Крах II Интернационала» (1915) и «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920) – Ленин опять возвращается к нему, облекая определение в несколько иную форму: «Лишь тогда, когда «низы» не хотят старого, и когда «верхи» не могут по-старому, лишь тогда революция может победить».

Надо полагать, для «верхов» эта фраза всегда звучала пугающе. А ну как «низам» все разонравится и они захотят иной жизни? Что тогда? Отсюда и идут всяческие заигрывания «верхов» с «низами», доказывание им в духе «Маугли», что «мы с тобой одной крови». Иногда это срабатывает, а иногда – нет.

Таким доказательством, кстати, в прежние времена был «нерушимый блок коммунистов и беспартийных», а теперь становится недавно созданный «Народный фронт».

Но вернемся к собственно опросу. На вопрос «Согласны ли вы с утверждением о революционной ситуации применительно к текущему состоянию общества в России?» 16% респондентов ответили «определенно да» и 41% – «скорее да». В сумме эти две категории опрошенных составляют 57%. «Скорее нет» ответили 21%, «определенно нет» – 6%, затруднились с ответом 16% опрошенных.

Напротив, «скорее нет» ответили 21%, «определенно нет» – 6%, затруднились с ответом 16% опрошенных.

Второй вопрос, заданный респондентам, звучал так: «За какую из партий дореволюционной России вы бы проголосовали, если бы они принимали участие в выборах в ближайшее воскресенье?»

Партии начала ХХ века, кстати, были структурированы несколько лучше нынешних.

У всех были стройные идеологии и лидеры, познавшие тюрьму, ссылку, а иногда и каторгу. А входящие в них люди руководствовались не конъюнктурными, а идейными соображениями.

К тому же они успели проявить себя на практике. Большинство из них в то или иное время находились у власти или страны в целом (эсеры и кадеты – во Временном правительстве, позже – большевики во главе СССР), или в отдельных ее частях (меньшевики и эсеры – в региональных правительствах во время Гражданской войны). Следовательно, россияне могли оценить полезность этих партий, исходя из достигнутых ими результатов, а не одних лишь только лозунгов и теоретических работ.

Развернутый результат выглядит так. Если бы партии предреволюционной России были представлены на выборах сегодня, то в них с большим отрывом победили бы большевики: за РСДРП(б) отдали голоса 25% опрошенных Левада-центром. Второе место заняли бы эсеры (6%), третье – меньшевики (5%). За кадетов «проголосовали» 3% опрошенных, октябристам и черносотенцам досталось по 2% голосов. 58% респондентов не смогли ответить, какую из предложенных партий они бы предпочли.

Суммарно социалисты, коими являются первые три партии, набрали 36% голосов. Считаем дальше: от числа респондентов, определившихся со мнением, это составляет 36/42, или 85%. А это, в свою очередь, означает, что данный результат близок к распределению голосов на последних выборах, в которых эти партии участвовали, – в Учредительное собрание осенью 1917 года. Тогда эсеры вместе со своими национальными отделениями набрали 57%, большевики – 24%, а меньшевики – 2%, что в сумме составляет 83%.

Следовательно, за прошедшие сто лет в предпочтениях россиян почти ничего не изменилось: три четверти отдают предпочтение социалистическим идеям.

Приверженцев же партий крупного бизнеса (октябристы), либералов (кадеты) и националистов (черносотенцы) как было немного, так и осталось столько же, из чего можно сделать вывод, что Россия традиционно является левой страной.

Но, может быть, здесь вкралась какая-то ошибка? Нет, в конце мая 2012 года Институт социологии РАН провел опрос на тему идеологического выбора россиян в экономике. Результаты были опубликованы в ежегоднике «Россия реформирующаяся», который выпускается издательством «Новый хронограф». Сторонниками смешанной экономики (капитализма с элементами планирования или социализма с элементами рынка) или полностью социалистической экономики оказались 21% опрошенных. Наибольшую группу – 41% – составили «левые государственники», или «социал-консерваторы». В сумме они составляют 62% населения России, что близко к вышеописанному результату.

То же самое, только еще убедительнее, наблюдается и в политике. Исследование Института социологии РАН «Двадцать лет реформ глазами россиян», представленное в 2011 году, показало, что доля сторонников социального равенства стабильно составляет более двух третей населения, причем с 2010 по 2011 годы она выросла с 67 до 73%. Последняя цифра с учетом статистической погрешности совпадает с «результатами выборов», полученными в ходе опроса Левада-центра – 75% сторонников левых идей.

Опрос был проведен 6-10 июня 2013 года по репрезентативной выборке населения России, в нем участвовал 1601 человек в возрасте 18 лет и старше. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%.