Болезнь нехватки кадров

Дефицит медицинских работников в стране достиг критической отметки.

Федеральное правительство должно принять срочные меры по обеспечению отечественного здравоохранения кадрами. Год назад действующий в тот момент глава Минздрава Татьяна Голикова оценила дефицит медицинских работников в стране в 152 тысячи человек. Нынешний министр здравоохранения страны Вероника Скворцова считает, что этот дефицит достиг критической отметки.

Вот лишь несколько цифр. В Архангельской области медицинским учреждениям не хватает 2 тысячи врачей и медсестер. В Свердловской области не хватает 3 тысячи врачей. Больше всего дефицит ощущается в городских и районных больницах, не достает специалистов и в межмуниципальных центрах, и в так называемых областных консультациях. В Тульской области не хватает 1,5 тысячи медиков. В региональных больницах и поликлиниках там насчитывается меньше 40 % медработников. Кроме того, более 44 % врачей достигли пенсионного возраста. В Ленинградской области только 64 % медицинских учреждений полностью укомплектовано кадрами. В Санкт-Петербурге в поликлиниках один врач ведет 3-4 участка, средний возраст участкового терапевта – 55 лет. Врачи соседних с Москвой регионов прилагают все усилия, чтобы перебраться в столицу, где заработки выше, чем местные в 8 тысяч рублей, и где тоже существует дефицит медиков. В Зеленограде, например, во многих лечебных заведениях города работают жители Твери и Тверской области.

Выступая недавно на заседании рабочей группы Экспертного совета при правительстве России, известный детский врач Леонид Рошаль призвал смотреть правде в глаза: быстро решить проблему кадрового голода в медицине не удастся. Для того чтобы хотя бы начать движение в правильном направлении, необходимо, как минимум, вдвое увеличить бюджет здравоохранения, реально повысить заработную плату медиков. Рошаль категорически против сокращения федеральных лечебных организаций и передачи их в систему обязательного медицинского страхования. Нужно, считает он, пойти на заранее непопулярные меры: выпускники медицинских вузов, получившие образование на бюджетные средства, должны отработать определенный срок там, где это более всего необходимо. Именно такая практика была принята в советское время.

Проблема нехватки медицинских кадров уходит корнями в 1990-е годы, когда молодые врачи начали массово покидать профессию, не приносящую прежнего дохода. И сегодня, несмотря на высокие конкурсы в медицинские вузы, более половины выпускников отказывается идти в практическое здравоохранение. В результате 20 лет авантюрных реформ Россия получила ситуацию, в которой тот, кто может себе это позволить, лечится за границей. Врачи стремятся туда же в поисках работы. Более половины российских медиков сегодня – это работающие пенсионеры и подвижники, верные клятве Гиппократа. С их уходом на заслуженный отдых страна рискует остаться без массово-доступной медицины, здоровье станет уделом узкого круга "сильных мира сего".

В качестве примера ситуации, сложившейся в сфере медицины, можно привести Московскую область – по сравнению с большинством российских регионов, в целом, достаточно благополучную.

В минувшем году Московская областная Дума обратилась к председателю правительства России с предложением законодательно обязать выпускников медицинских вузов, обучавшихся на бюджетной основе, работать после окончания учебы в государственных или муниципальных медучреждениях минимум 3-5 лет. "Здравоохранение испытывает большой кадровый голод. Какие меры мы ни принимаем, но, к сожалению, не можем решить проблему дефицита кадров", – заявила тогда председатель комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики областного парламента.

В Подмосковье, как и в целом по стране, сохраняется дефицит медработников, несмотря на то, что в области существуют практически все меры социальной поддержки медицинских кадров. Им предоставляется жилье и льготы по оплате услуг ЖКХ, сохранены 25-процентные надбавки к окладам в сельской местности, установлены ежемесячные стимулирующие выплаты молодым специалистам. А ситуация не меняется.

Оригинальные меры для ее улучшения предложила первый заместитель главы правительства Московской области Лидия Антонова. Она считает необходимым создать программу профориентации для заинтересованных школьников, начиная с 8 класса. Как полагает чиновница, выстроить систему профориентации можно будет за счет создания групп учеников при центральных больницах или при поликлиниках в каждом муниципальном образовании области. Таким образом, считает Антонова, дети со школьного возраста будут знакомиться с главврачами медучреждений в своих городах и районах, будут знать особенности того или иного медучреждения и познавать азы будущей профессии. Добавим: и получать из первых рук информацию о заработках людей в белых халатах. Не отпугнет ли это школьников?

Подмосковные власти планируют увеличить финансирование здравоохранения. Фактически уже ведущий предвыборную кампанию исполняющий обязанности губернатора Андрей Воробьев заявил, что к началу будущего года средняя заработная плата врачей, которых в Московской области 22 тысячи человек, к началу будущего года выйдет на уровень 50-51 тысяч рублей в месяц. И.о. главы региона подчеркнул, что сейчас средняя зарплата областных врачей составляет 45-46 тысяч рублей, и к концу года она вырастет на 15 %.

Однако на самом деле названная Воробьевым сумма средней зарплаты в 45 тысяч рублей относится к "лукавым цифрам". Ставка врача подмосковной поликлиники сегодня составляет 12 тысяч, медсестры – 9 тысяч, при трудовом стаже 20 лет и больше врачебная зарплата доходит до 20 тысяч рублей. В любом лечебном учреждении есть главврач, получающий значительно больше. Еще больше получают чиновники Министерства здравоохранения и сам министр. И все они – "работники подмосковной медицины".

Средний доход в 45 тысяч рублей мог бы считаться действительно средним, если бы и тех, и других, и третьих было примерно поровну. Но количество рядовых врачей на порядки больше, чем количество главврачей и сотрудников министерства. И зарплату, о которой говорит Воробьев, подмосковный врач видит разве что во сне.