В Афганистане Россия уже не игрок, а фигура
На модерации
Отложенный
Впервые после кризиса 2008 года на Кавказе вчера в Брюсселе встретились начальники Генеральных штабов России и стран НАТО. Уж больно натовцы нуждаются в помощи России в Афганистане, а как раз завтра открывается Международная конференция по афганскому урегулированию в Лондоне. КМ.RU уже рассказывал как в декабре во время своего визита в Москву генсек НАТО Расмуссен уговаривал Россию включиться помочь Западу в решении афганской проблемы. Тогда Расмуссен представил руководству России перечень предложений в отношении того, как она могла бы в большей степени присоединиться к операции в Афганистане.
«Первое: я предложил, чтобы Россия предоставила вертолеты афганской армии. Я действительно представил пакет по вертолетам, который включал возможность подготовки пилотов вертолетов. Во-вторых, я предложил, чтобы Россия расширила проект по подготовке афганской полиции. Наконец, я предложил, чтобы мы расширили наш совместный проект по подготовке кадров среди должностных лиц, которые занимаются борьбой с наркотиками в Афганистане и в Центральной Азии», - сказал Расмуссен. Кроме того, как уже сообщал КМ.RU, в НАТО считают, что Россия могла бы обеспечить афганскую армию стрелковым оружием, бронетехникой и вертолетами, артиллерией и боеприпасами, и даже горючим.
Собственно, Россия действительно могла бы это сделать - но за деньги, и если вообще посчитает это нужным. А в НАТО считают, что мы можем это сделать и за свой счет - мол, на наших складах от Советской армии столько осталось, что дешевле отдать это добро афганцам, чем тратиться на его хранение. Своим же оружием и амуницией забесплатно оснастить афганскую армию натовцы не берутся - Альянс открыто признает, что не в состоянии обеспечить афганцев всем необходимым.
Кроме того, НАТО заинтересовано в расширении соглашения с Россией по транзитам грузов для своего контингента в Афганистане, который в ближайшее время увеличится с 85 до 120 тыс. человек. Сейчас по российским железным дорогам в Афганистан переправляются только американские невоенные грузы - для доставки оружия и боеприпасов в Афганистан через российскую территорию США вынуждены использовать самолеты. Теперь же натовцы просят, чтобы ввести такой же упрощенный порядок и для наземного транзита «летальных» грузов, т. е. вооружений и боеприпасов, которые могли бы перевозиться через российскую территорию по железной дороге.
Однако так и осталось непонятным, что же Россия может получить от НАТО за весь этот комплекс услуг. Да и накануне Лондонской конференции, как выясняется, ясности по данному вопросу не прибавилось. Как рассказывал вчера представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин, работа по этим направлениям сейчас идет непросто: Россия готова поставлять свои вертолеты только на коммерческой основе, но пока в Москве так и не поняли, готовы ли натовцы платить.
Еще большее беспокойство России вызывает тема наркотиков. «Пока мы видим бездействие сил в НАТО в связи с наркоугрозой. Для нас это один из ключевых вопросов - ежегодно из-за потребления героина мы теряем 30 тыс. граждан»,- отметил Рогозин. По его словам, Россия давно предлагает НАТО создать вокруг Афганистана систему поясов безопасности и тесно работать с ОДКБ, однако альянс уклоняется от такого сотрудничества.
Наконец, сложно идут переговоры и о транзите летальных грузов (оружия, техники и боеприпасов) через территорию РФ. «Пусть натовцы сначала наладят транзит нелетальных грузов, о котором мы говорим почти два года, а потом перейдем к предметным переговорам по летальным»,- заявил Рогозин.
Насчет оружия и техники для афганской армии Москва в принципе готова рассмотреть соответствующие заявки, хотя механизм поставок еще «требует уточнения». Впрочем, по утверждениям экспертов «Независмой газеты», Россия уже снабжает Кабул стрелковым оружием и боеприпасами. Часть его дарится афганцам, другая - оплачивается американцами. По словам экспертов, афганцы получают в основном подержанное российское легкое стрелковое вооружение и, вполне возможно, боеприпасы. Москва, по данным источников издания, могла бы поставлять Афганистану и новую технику, например, популярные в регионе вертолеты Ми-8/17 как в транспортной версии, так и с вооружениями. Для этого необходимо политическое решение. Остается также вопрос обслуживания российских вертолетов, уже летающих в Афганистане. Речь идет о технике, которая работает за Пянджем по контрактам и субконтрактам через посредников с международной коалицией. И опять остается ключевым вопрос - кто за это будет платить?
Впрочем, по утверждению газеты «КоммерсантЪ», на Лондонской конференции Москва готова выступить и с собственной инициативой, которая может поспособствовать реальному урегулированию ситуации в Афганистане. Якобы, «российская сторона объявит о готовности восстановить в Афганистане 142 промышленных и инфраструктурных объекта, построенных некогда советскими специалистами». Россия рассчитывает, что восстановление этих объектов удастся зафиксировать в итоговом документе Лондонской конференции как одну из приоритетных целей мирового сообщества. Москва также рассчитывает закрепить в документе положение о том, что право на восстановительные работы получат именно российские компании.
«В свое время эти объекты были основой афганской экономики. Сейчас большинство из них тихо разваливается. Мы считаем, что их восстановление помогло бы решить многие вопросы, включая проблему занятости, и создать предпосылки для мирной жизни,- ссылается издание на анонимного информатора.- Российские компании, которые проектировали и строили эти объекты, обладают всем для их восстановления. У нас сохранилась и техническая документация».
Действительно, Дмитрий Рогозин говорил о возможности такой инициативы. Но он подчеркивал, что Москва будет добиваться передачи подрядов на восстановление российским компаниям без проведения каких-либо тендеров. «У нас есть полное право требовать доступа к нашим объектам. Все эти полукоррупционные схемы с проведением международных конкурсов здесь неуместны - наши инженеры эти объекты строили, они должны их и восстанавливать,- утверждал Рогозин.- А то уже сейчас доступ к этим объектам по непонятным схемам получают совсем другие страны, которые я не буду называть».
И действительно, партнеры России по Лондонской конференции, похоже, пока не горят желанием финансировать предлагаемую Москвой программу, отмечает тот же «КоммерсантЪ».
В МИД Великобритании, который занимается организацией конференции, изданию заявили, что приоритетом в экономическом восстановлении для Запада является развитие в Афганистане сельского хозяйства. «Некоторые советские объекты являются чудом инженерной мысли - тоннель «Саланг» очень впечатляет и сейчас. Часть объектов должна быть восстановлена, но весь процесс должен проводиться прозрачно и на конкурсной основе»,- сказал газете другой западный дипломат. А афганское правительство уже успело выразить пожелание, что Россия должна была восстанавливать объекты за свой счет. Денег на оплату услуг российских компаний у Кабула нет. Но Москва ранее уже списала Афганистану долг на сумму 10,38 млрд долларов, и больше заниматься благотворительностью не намерена.
«В кризис даже сыр в мышеловке не бывает бесплатный. Так что финансирование этих проектов - это уже вопросы мирового сообщества»,- резко отреагировал Рогозин. По его мнению, труды российских компаний могли бы оплатить те страны, «которые имеют много денег, хотят помочь Афганистану, но не готовы отправлять солдат». «Какая страна и сколько даст - это уже вопрос к нашим западным партнерам»,- отметил он.
Впрочем, западным партнерам и так предстоят весьма масштабные финансовые затраты. Ожидается, что на Лондонской конференции президент Афганистана Хамид Карзай, а также его американские и британские покровители огласят план подкупа «умеренных талибов», чтобы таким образом переманить их на сторону кабульского правительства. Об этой инициативе КМ.RU на днях уже сообщал.
В частности, Карзай объявил в интервью Би-би-си о своем намерении предложить боевикам движения «Талибан» денежное вознаграждение, личную безопасность и работу в обмен на решение сложить оружие. Как сообщает AFP, осуществление этого плана будет финансироваться Западом. Оказывается, это министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд муссирует идею учреждения трастового фонда для того, чтобы склонить «Талибан» к «примирению». В беседе с членами парламента Милибэнд упомянул о своих надеждах на то, что на Лондонской конференции будет одобрена, как он ее называет, «программа реинтеграции», призванная помочь правительству Кабула найти способы избежать насильственных действий в отношении жителей Афганистана, примкнувших к «Талибану», но не разделяющих его идеологии, и помочь им вернуться к мирной жизни. «Талибан» в значительной мере полагается на поддержку или молчаливое согласие рядовых граждан, большинство которых относятся к нему с презрением, однако опасаются репрессий с его стороны в случае оказания ему сопротивления», - утверждает Милибэнд.
Многие политики на Западе, как и СМИ, скептически оценили эту идею - но, несомненно, американцы и британцы будут требовать денег у своих союзников на реализацию этих «подкупательных» планов. Найдутся ли после этого деньги, чтобы оплатить и предлагаемые Россией проекты - большой вопрос.
Тем не менее, что-то делать все-таки надо. Как отмечает «Российская газета», ситуация в Афганистане за последние восемь лет пребывания там натовских военных ничуть не стабилизировалась, а, наоборот, стала только более запутанной. После недавно прошедших в стране президентских выборов поддержка Хамида Карзая стала практически иллюзорной. Закачиваемые ежегодно в Кабул сотни миллионов долларов разворовываются, а любые попытки создать международную структуру, контролирующую расходование этих баснословных сумм, натыкаются на рассуждения о суверенитете. Ясно, что натовские силы, сколько бы еще тысяч штыков туда ни перебросил Пентагон, не способны изменить ситуацию. Даже американские и британские генералы теперь открытым текстом признают, что с умеренными талибами все же придется вести переговоры. Одно из ключевых противоречий заключается в том, что помогать Афганистану необходимо не только оружием, но и создавая сотни тысяч новых рабочих мест. Но вот ни одна страна мира сейчас не готова строить бизнес-планы в государстве, где неизвестно, кто на следующей неделе будет контролировать ту или иную провинцию.
Ситуацию комментирует председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов:
- Предложения по бесплатному оказанию помощи Россией НАТОвской деятельности в Афганистане, действительно, выглядят издевательством. Россия и так списала Афганистану долг более чем на 10 млрд долларов. Но сам факт, что к нам обращаются с подобными требованиями, вполне закономерен. У России по Афганистану нет своей четкой позиции. Нет и своей политики. А если у тебя своей политики нет, то в политической игре ты уже не игрок, а фигура. И ей можно манипулировать, что и пытаются с нами сделать.
Озвученные Рогозиным идеи - к сожалению, лишь имитация своей позиции. Хотя некоторые вещи я узнаю - и про 142 предприятия. и про подготовку кадров, передачу технологий, техники, нашего советского оружия для национальной армии - все это уже обсуждалось год назад на конференции по Афганистану, которую проводилась в Москве. И слова звучат правильные. Но нет никакой уверенности, что нас опять не используют. Мы должны были бы проводить эту линию самостоятельно, сами предлагать Западу свои услуги - но на своих условиях. А так, боюсь, все кончится либо разговорами, либо, что еще хуже, нас заставят работать на чужие интересы.
А интерес этот, как я уже неоднократно заявлял - закрепление вооруженного присутствия США в регионе на необозримо дальний срок. Идея же привлечения части талибов к управлению Афганистаном, кстати, тоже высказывалась нами давным-давно. Пора понять, что они - органическая часть афганского общества, причем его пуштунской составляющей, традиционно являющейся властвующей в стране. А у нас до сих пор мыслят устаревшими категориями, ждут прорыва талибов ну, если не к казахстанской границе, то, по меньшей мере, в Среднюю Азию. Так что идея инкорпорации талибов в руководство страны вполне здравая. Посмотрим только, как ее будут реализовывать. К сожалению, нас от этого процесса отодвинут точно. А ведь, по большому счету, именно Россия должна была бы предлагать и афганскому правительству, и его вооруженной оппозиции поиск шагов для взаимного урегулирования ситуации.
Комментарии