Ветер перемен. Опальные бизнесмены возвращаются в Россию

На модерации Отложенный

В 1980-е годы молодые люди, из которых впоследствии вышли бизнесмены, мечтали покинуть СССР, чтобы поучаствовать в рыночной экономике. В 1990-е из тех, кто не уехал, получились предприниматели, получающие прибыль в России, но переводящие основной капитал на фирмы, зарегистрированные в офшорах. В 2000-х на некоторых из них завели уголовные дела, из-за чего им пришлось-таки покинуть родину. На рубеже 2000-х и 2010-х бизнесмены начали возвращаться в Россию.

Первым "возвращенцем" в родную страну, похоже, станет Михаил Гуцериев, которого в начале 2000-х в прессе обычно называли "владельцем одной из крупнейших частных нефтяных компаний 'Русснефть'", потом стали именовать "бывшим владельцем 'Русснефти'", а с 2010 года - "бизнесменом, вновь получившим контроль над компанией".

Слухи о возвращении Гуцериева появились после того, как Следственный комитет при МВД изменил решение о заочном аресте опального бизнесмена на подписку о невыезде и снял ряд обвинений. Но Гуцериев в Россию все равно не спешил, видимо, добиваясь полного закрытия собственного дела. Пока этого не произошло, однако Гуцериев сложа руки не сидел и смог вернуть себе "Русснефть", находясь в Лондоне.

Управлять компанией из-за рубежа будет сложно, поэтому скорее всего Гуцериев все-таки переберется в Москву. Или в Ингушетию, куда его сватали до того, как руководить только что созданным Северо-Кавказским федеральным округом назначили Александра Хлопонина.

Вторым в списке "возвращенцев" может стать Тельман Исмаилов, который, по данным источников РИА Новости, прилетит в Россию 29 января. Сведения РИА Новости, впрочем, уже успел опровергнуть "Интерфакс", но обычно такие слухи сами по себе не рождаются. Их появление означает, что Исмаилов если и не собирается в Россию в ближайшее время, то уж точно подумывает о возможном возвращении и хочет проверить реакцию общественности на это событие.

Если поверить РИА Новости и предположить, что Исмаилов все же скоро будет в Москве, то бросается в глаза сходство его биографии с биографией Михаила Гуцериева. Как и нефтяник, Исмаилов вернется не с пустыми руками: по сведениям "РБК daily", его компании уже ищут место для "нью-черкизона", из-за предшественника которого бизнесмену и пришлось провести несколько месяцев за границей. Во всем остальном Гуцериев и Исмаилов совершенно не похожи.

Беглец на всякий случай

Прежде всего, Исмаилова нельзя в полной мере назвать бизнесменом, скрывающимся от правосудия. Уголовных дел против владельца группы АСТ и Черкизовского рынка возбуждено не было, хотя кто знает, что произошло бы, если бы Исмаилов остался в Москве: градус негодования на "Черкизон", пичкающий москвичей всякими негодными товарами и опасными болезнями, достиг летом 2009 года своего пика. Достаточно вспомнить непрекращающиеся сюжеты по федеральным телеканалам, шумные протесты москвичей из спальных районов, митингующих против "нью-черкизонов" у себя под домом, и, наконец, критику "с самого верха".

Во всяком случае, в начале июня именно Владимир Путин потребовал провести проверки оптовых рынков, результатом которых и стала "борьба с Черкизоном". Мэр Москвы Юрий Лужков, отвечая на вопросы читателей "Ленты.Ру" осенью 2009 года, не скрывал, что инициатива по закрытию рынка принадлежит именно премьеру. "И понятное дело, Владимир Владимирович, увидев к чему этот беспредел привел, принял жесткое решение по контролю и проверке организации работы Черкизовского рынка", - сказал Лужков, оправдываясь за то, что в течение нескольких лет никак не мог сделать этого сам.

Россиян, впрочем, в "деле Исмаилова" интересовало не только то, сколько он получал от Черкизовского рынка, сколько то, каким образом бизнесмен тратил деньги.

В частности, всеобщему осуждению подверглось строительство недалеко от Антальи отеля "Мардан-палас", который стал самым большим и роскошным в Турции.

Сам Путин, что примечательно, впоследствии высказывался о Черкизовском рынке и Тельмане Исмаилове предельно аккуратно, не реагируя даже тогда, когда это, казалось бы, сделать было необходимо. Так, во время "прямой линии" с россиянами премьера спросили про то, как быть с "памятником российской коррупции, построенным в Турции". Даже в менее выгодных ситуациях Путин еще пару лет назад любил поразмышлять и на тему доктора, который придет и в случае надобности "все зачистит", и на тему "жевания соплей", и на многие другие. Но в случае с Исмаиловым премьер предпочел более мягкий вариант: он отметил, что отель в Турции - не криминал, но лучше, конечно, инвестировать в российские объекты.

Что бы построить?

По данным российской деловой прессы, Тельман Исмаилов будет заниматься в России тем, что делал всю жизнь: инвестициями в перспективные объекты, в первую очередь, в сегменте недвижимости. Суперпривлекательных регионов для подобных вложений в России два: Москва, на которую приходится львиная доля всего строительства в стране, и Сочи, где уже началась "стройка века" под Олимпиаду-2014. Именно в Москве и Сочи и намерен развернуть бизнес Исмаилов.

Сейчас группе АСТ Исмаилова принадлежат гостиница "Прага", Варшавский рынок в Москве, уже упомянутый турецкий "Мардан-палас", девелоперская фирма и ряд других компаний. Возможно, что в скором времени к АСТ присоединится и еще один актив - 50 гектаров в ближайшем Подмосковье, на которых планируется воссоздать Черкизовский рынок. Заручился ли Исмаилов поддержкой российских или московских властей, пока непонятно. Можно предположить, что именно для обсуждения конкретных проектов Исмаилов и возвращается в Россию - в противном случае он мог бы без риска управлять активами из Турции.

По сведениям российских деловых СМИ, у Исмаилова были хорошие отношения с Лужковым, однако не исключено, что даже если бизнесмен и мэр действительно дружили, то после истории с Черкизовским рынком они могли поссориться. Доказывать, что "Нью-Черкизон" не станет повторением "Черкизона", Исмаилову, конечно, сподручнее лично, чем через доверенных лиц.

Что будет бизнесмен делать в Сочи, пока неизвестно. Владимир Путин, когда говорил о том, что лучше инвестировать в Россию, чем в Турцию, всегда приводил в пример именно Сочи. Так что вполне вероятно, что Исмаилов в знак примирения с российскими властями построит отель и в столице Олимпиады-2014.

Кто следующий?

За рубежом остается еще немало бизнесменов, которые вынуждены были покинуть Россию в силу различных обстоятельств. Одни, как например Борис Березовский, Владимир Гусинский, Леонид Невзлин или Юлий Дубов, вряд ли когда-нибудь приедут обратно (для этого в стране слишком резко должен поменяться политический климат), другие, возможно, не прочь вернуться на родину.

Так, бывший владелец "Евросети" Евгений Чичваркин не раз признавался, что скучает по России с ее "удалым раздольем", баней, рыбалкой и "севрюжкой холодного копчения". Тем не менее, вернуться Чичваркин хочет, только если в России произойдет либерализация, а уж снова покупать "Евросеть" бизнесмен точно не намерен. "Фарш невозможно провернуть назад", - припомнил по этому случаю Чичваркин известную поговорку. У Исмаилова есть все шансы, чтобы ее опровергнуть.