Революция с ароматом кебаба

Специальный корреспондент «Комсомольской правды» Дарья Асламова передает со стамбульской площади Таксим, ставшей эпицентром волнений в Турции.

ПРОТИВОГАЗ - ОРУЖИЕ ПРОТЕСТА

С прошлой пятницы Стамбул рыдал. Стамбул сморкался в платки и шали. Стамбул тошнило от отравления в узких переулках возле главной «тусовочной» улицы Истикляль.

Еще во вторник днем двое серьезных молодых активистов в касках, которым не страшны полицейские дубинки, выдали мне на площади Таксим листовку с «полезной информацией». Инструкция на английском языке, написанная от руки, велела мне закрывать нос во время газовой атаки, использовать марлевые повязки, рапсовое масло для обработки ожогов и капли для глаз. Инструкция предупреждала, чтоб я ни в коем случае не умывалась водой после атаки во избежание временного паралича. (Весь город полнится слухами об использовании полицией газа на основе гербицидной токсичной смеси «Оранж эйджент», которую американцы применяли во время Вьетнамской войны. При мне две элегантные дамы лет тридцати с противогазами(!) в руках спорили в кафе, что лучше для промывки лица от «апельсинового агента» — молоко или уксус. Вообще, противогаз — самая модная вещь нынче в Турции. А уж респиратор — просто необходимая штучка в дамской сумочке.) Инструкция также советовала, куда бежать от стражей порядка. В две ближайшие гостиницы (где революционерам, как после выяснилось, не слишком рады), в итальянскую и французскую гимназии, которые полиция обходит стороной, а также в университет и в мечети.

Маски "революционеров" пользуются особой популярностью.
Фото: REUTERS

Серьезная девушка по имени Алтын, студентка мединститута с зеленой повязкой на руке (что означает — медицинский доброволец) объяснила мне, что раненых обязательно примут в кафе Starbucks на Таксиме, который усилиями активистов превращен в пункт первой помощи. Там же раздают бесплатную воду, соки и бутерброды. Алтын сказала, что протестующие не намерены отступать. «За нами парк Гези!» (прозвучало очень по-русски — почти как «За нами Москва!»).

Революция революцией, а мороженое на солнышке - всегда хорошо...
Фото: АСЛАМОВА Дарья

АППЕТИТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Сам парк Гези меня сильно разочаровал. Несколько пыльных чахлых деревьев, но для активистов — прямо-таки бесценных. Гези — уже символ, а символом всякая революция дорожит.

- Весь Стамбул знает, почему премьер-министр Эрдоган хочет вырубить наш единственный центральный парк, - с гневом в голосе заявила студентка Ылдиз. - На деньги своего зятя он планирует построить шоппинг-молл. Нам нужны не шоппинг-моллы и мечети, а хорошие школы. А сам он укатил с визитом в Марокко. Даже не остался, чтобы объясниться с народом. Он называет нас бандитами и пьяницами. Ну, вот скажите, видели ли вы сейчас на Таксиме пьяных?

- Ни одного, - признаю я.

Корреспондент "Комсомолки" разбирается в корнях турецких беспорядков.
Фото: АСЛАМОВА Дарья

- Мы специально предупреждаем всех: не берите пиво, если вам его предлагают бесплатно. Это провокаторы от полиции.

Эрдогановское словечко «бандиты» возмутило цивилизованный, богатый и высококультурный Стамбул. В «бандиты» уже публично записались некоторые известные журналисты, актеры и даже один банкир.

Эрдоган сравнивается протестующими с Гитлером.
Фото: REUTERS

Если днем во вторник все ожидали нападения полиции и газовой атаки, то уже ночью Таксим охватило ликование и ощущение победы. На площадь и в парк пришли, по скромным подсчетам, не менее полумиллиона человек. Революция вылилась в массовые народные гулянья. Один раз толпа запаниковала и бросилась натягивать маски, но потом выяснилось, что дым, поднимающийся над площадью, идет от... кебабов и шашлыков, жарящихся на мангалах. Турки не были бы турками, если б не сумели сделать бизнес даже на революции. Повсюду торгуют свежими бубликами, арбузами, жареными каштанами и кукурузой, и даже мидиями. Из десятка революций, виденных мной на своем веку, турецкая — самая аппетитная. Люди сидят на газонах и усердно жуют. Этакий политический пикник.

«ВСЕ МЫ - СОЛДАТЫ АТАТЮРКА!»

Турецкие флаги и портреты Ататюрка, скандирование лозунга «Все мы — солдаты Ататюрка!», танцы, уроки йоги(!), ведение хороводов и даже рев в десятки тысяч глоток песни о «команданте Че Геваре». Прямо-таки праздник жизни. Элемент карнавала создают множество ребят в масках Гая Фокса, используемых участниками движения «Анонимус».

Костяк протестующих — люди светские, образованные и не бедные. Основная масса — студенты, чистенькие, воспитанные мальчики и девочки из хороших семей. Много «золотой» молодежи. Это вам не арабская беднота, требующая хлеба. Кстати, все лозунги и призывы написаны только на турецком языке, ни одного на английском, а значит, направлены они только на внутренний протест и на телекамеры турецкого телевидения. Никаких призывов к мировым демократиям спасти угнетенный турецкий народ.

Уличные баррикады, турецкая версия.
Фото: REUTERS

Чего же хотят протестующие? Главным образом, свободы от узких правил традиционного исламского общества, которое им навязывает Эрдоган. Да, это очень мягкий евроислам, но для вестернизированных наследников Кемаля — и это чересчур. Это глубоко светский протест, хотя людям со стороны все претензии и требования революционеров покажутся... мелкими, что ли, какими-то несерьезными. Голодные греки и арабы сказали бы, что турки с жиру бесятся.

Последней каплей для молодежи стал закон об алкоголе, принятый 23 мая.

- Нам не нравится вмешательство в нашу личную жизнь, - говорит один из протестующих 32-летний документалист Йигит Алпман. - Нельзя целоваться и обниматься в публичных местах, в Анкаре на станциях метро даже делают специальные предупреждения по громкоговорителю. Нам надоела цензура на телевидении, когда из фильмов вырезают сцены, где актеры пьют пиво или курят сигареты. Нас раздражает, что алкоголь теперь нельзя купить с 22 вечера до шести утра.

- Но, к примеру, у нас в глубоко пьющей России (это вам не Турция) алкоголь нельзя купить до 10 утра. Однако, никто не устраивает из-за этого революций.

- Да, со стороны это может показаться ерундой, но это отнюдь не мелочи. Запрет на продажу алкоголя ночью — это первый шаг к иранизации Турции. Для вас алкоголь — это просто выпивка, обыденная вещь. А для турок — фактически символ светскости страны. Мы западная страна, хотя и с турецкой, восточной идентичностью. И хотим сохранить свои завоеванные свободы. А Эрдоган перешел на авторитарный, жесткий тон. В первые годы правления он себе такого не позволял. Он зарвался, перегнул палку. Посмотрите, на протесты вышла не только бунтующая молодежь. К ней присоединились почти все крупные оппозиционные партии и профсоюзы.

ЧЕМ ЗАКОНЧИТСЯ ЭЙФОРИЯ?

- Но Эрдоган пришел к власти демократическим путем. Чего же вы сейчас хотите? Перевыборов?

- Я глубоко аполитичный человек, как и многие протестующие, - улыбается Йигит. - Мы и сами не знаем, куда дело зайдет. Но египетские блоггеры уже предупредили турецких: «Ребята! Будьте осторожны! Не повторяйте наших ошибок! Если вы добьетесь успеха, за счет вас к власти могут прийти совсем ДРУГИЕ люди». Здесь в Турции у людей еще свежи в памяти военные перевороты. И никто не знает, как поведет себя армия.

Улетая в Марокко, премьер-министр Эрдоган заверил страну, что к его возвращению ситуация рассосется и уладится. Власти рассчитывали, что в понедельник люди пойдут на работу, и протест успокоится. Однако, революция, пока она только праздник, — самая соблазнительная вещь на свете. Турецкий Таксим напоминает египетский молодой Тахрир атмосферой братания и солидарности, объятиями и всеобщим признанием в любви друг к другу (исключая, разумеется, политических оппонентов). На стенах кафе призывы: «Если ты хочешь революции, приди и возьми ее». Пляшущий и поющий Таксим захлебывается в эйфории и даже превращается в туристический аттракцион. Возможно, здесь скоро появится надпись, как на развалинах Бастилии: «Теперь здесь только танцуют».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕПока Турция бастует, Эрдоган уехал в африканское турне

А мэр Антальи запретил давать полиции воду для водометов

«Участники забастовки должны быть одеты в черную одежду, на них должны быть повязаны черные ленты», - инструктирует протестующих конфедерация профсоюзов госслужащих, объединяющая 240 тысяч учителей, чиновников и других работников госсектора. Во вторник они объявили двухдневную забастовку. (читайте дальше)

МЕЖДУ ТЕМ

Когда отдых превращается в выживание: 10 важных советов

Наш колумнист на фоне ситуации в Турции размышляет о том, чего опасаться туристу, который оказался в эпицентре массовых беспорядков

Понятно, что отговаривать нашего героического соотечественника от отдыха на турецких курортах в разгар массовых беспорядков – занятие пустое и неблагодарное. Попробуем хотя бы минимизировать риски, опираясь на мой личный опыт. Последние три года «арабской весны» я проработал на Ближнем Востоке. (читайте дальше)

А В ЭТО ВРЕМЯ

В Стамбуле вырубают парк и демонстрантов

Тысячи горожан схлестнулись с полицией, защищая любимое место отдыха

В крупнейшем городе Турции вот уже несколько дней идут нешуточные баталии между тысячами демонстрантов и полицейскими. Ареной столкновений стала главная стамбульская площадь Таксим. Причина волнений - не политика и не социальная напряженность. Народ яростно протестует против вырубки под корень единственного «зеленого островка» этого района - парка Гези. (читайте дальше)

Российских туристов в Анталии от митингующих отбивает полиция

- По всей стране протесты - громят витрины , бибикают с аварийкой, на балконах на улице стучат в кастрюли - в Анкаре, Стамбуле стычки с полицией, - пишет одна из мурманских туристок в соцсети «Вконтакте». - Мы попали в эпицентр, бежали огородами. К счастью, отели перекрыла полиция.