Отъезд экономистов из России становится тенденцией

Предполагаемая отставка ректора РЭШ Сергея Гуриева может быть связана с давлением со стороны правоохранительных органов: Следственный комитет подтвердил информацию о недавнем допросе Гуриева в рамках «дела «ЮКОСа». Между тем отъезд из России наиболее квалифицированных и востребованных представителей экономической науки говорит об их разочаровании в возможности профессионального диалога с властью, особенно актуального в период рецессии, полагают их коллеги.

Сергей Гуриев работал в РЭШ с 1998 года, возглавлял — с 2004 года. Он преподавал в РЭШ такие курсы, как «микроэкономическая теория», «экономическое развитие», «теория контрактов», «экономика стратегии». В 2011 году Гуриев принимал активное участие в разработке обновленной «Стратегии-2020» — реформаторского документа, работа над которым курировалась первым вице-премьером Шуваловым и который в итоге не был взят на вооружение правительством. Гуриев участвовал в работе экспертной группы «Новая модель экономического роста. Обеспечение макроэкономической и социальной стабильности».

Информация о том, что Гуриев подал в отставку, появилась вечером 28 мая от источников агентства «Прайм». Ранее Сергей Гуриев взял самоотвод из наблюдательного совета Сбербанка: он написал заявление с просьбой не включать его кандидатуру в список для голосования на общем годовом собрании акционеров Сбера. Об этом во вторник сообщил Сбербанк.

В РЭШ информацию об отставке ректора не подтверждают — официально Гуриев находится в отпуске за рубежом до 7 июня. Скорее всего Гуриев не появится в России и позже — источники агентства «Прайм» сообщили, что он не примет участия в Петербургском экономическом форуме, который должен состояться 20-22 июня, — он должен был вести один из круглых столов форума.

Отъезд Гуриева из России связывают с претензиями к нему правоохранительных органов. Как передает РИА Новости, в аккаунте Гуриева в социальной сети Facebook появилась запись: «Лучше в Париже, чем в Краснокаменске», явно намекающая на судьбу главы «ЮКОСа» Ходорковского. Это был ответ на многочисленные посты о том, почему же экономист покинул Россию. Однако затем запись исчезла и в течение всего дня Гуриев был недоступен для комментариев.

Следственный комитет России подтвердил, что Гуриева некоторое время назад допрашивали в рамках так называемого «дела "ЮКОСа". Известно, что Гуриев был в числе шести экспертов, принимавших участие в общественной экспертизе второго уголовного дела Михаила Ходорковского — тогда ученые  высказали свои сомнения обоснованностью обвинений.

В то же время оппозиционер Алексей Навальный написал в своем ЖЖ, что Гуриев финансировал Фонд борьбы с коррупцией. «Сергей Гуриев поддерживал и меня, и наш Фонд борьбы с коррупцией. Я рассчитываю на его поддержку и дальше», — написал он.

Как считает Навальный, несмотря на то что Гуриев «совершенно открыто высказывался по «делу "Кировлеса", никаких оснований связывать его эмиграцию с ситуацией вокруг Навального или с поддержкой фонда нет.

Между тем отъезд из России выдающихся экономистов становится тенденцией — об этом недавно написал в своем ЖЖ профессор РЭШ Константин Сонин (в экономических кругах его считают наиболее вероятным преемником Гуриева). Он пишет об отъезде в Париж супруги Гуриева экономиста Екатерины Журавской. «Чтобы понять ущерб российской науке — ну, представьте, что факультеты экономики Гарварда, Стэнфорда и Принстона целиком переедут в Европу. Американская наука понесет сравнимую по величине утрату. А в этом году Москву решили покинуть Мария Петрова и Рубен Ениколопов из РЭШ (они переезжают в Барселону; кроме того, Евгений Яковлев возвращается в Беркли) и Сергей Попов из ВШЭ (он переезжает в Белфаст)», — рассказывает Сонин. По его словам, Россия «потеряла цвет целого поколения».

Павел Медведев, депутат Госдумы третьего созыва, доктор экономических наук, преподаватель экономического факультета МГУ:

— Отток экономистов из России как был, так и остается.

Люди больше уезжают, и не только экономисты, все, кто может приспособиться и зацепиться на Западе или на Востоке. Уезжают не только на Запад, но страшно сказать: уезжают в Казахстан все, кто может заработать за границей — средние предприниматели, тенденция усиления этого потока существует, по моим представлениям, лет пять.

Если он действительно уехал, это очень печально. Я не то чтобы очень хорошо его знал, но несколько раз встречался с ним и разговаривал — он производит очень хорошее впечатление прежде всего как культурный человек, а не просто экономист. И хороший организатор — потому что РЭШ сейчас на очень высоком уровне. Я полжизни проработал на экономическом факультете МГУ, и последние годы экономический факультет чувствует успешную конкуренцию с РЭШ, предпринимает усилия, чтобы выиграть ее. РЭШ, конечно, имеет небольшое количество студентов — но, может быть, это и правильно, хорошо выучить многих не удается. В РЭШ очень хорошо учат, а лучшие их выпускники просто замечательные — это факт. Честно говоря, я не очень верю в то, что он уехал. Мне кажется, для него РЭШ — очень дорогое дитя и вряд ли он сможет его покинуть.

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации:

— Это действительно большая потеря для экономической науки, если под российской экономической наукой понимать тех, кто получает западные гранты и кого цитируют в западных журналах. Потому что Гуриеву и его жене принадлежит чуть ли не больше половина всех ссылок, которые существуют в западных журналах. Отъезд Гуриева является его личными выбором, возможно, его личной трагедией, безусловно, это обидное событие, потому что господин Гуриев является эффективным научным менеджером. Но к экономической науке это отношения не имеет. Если советы господина Гуриева в области макроэкономики будут слушать французские экономисты, то с точки зрения международной конкуренции это будет хорошо. С точки зрения эмиграции во Францию это будет плохо. Но господин Гуриев — это просто ребенок по сравнению с теми либералами, которые сидят в правительстве. На фоне Дворковича, Шувалова и даже Медведева господин Гуриев является абсолютно нормальным разумным человеком при всем своем экономическом либерализме.

Игорь Юргенс, руководитель правления Института современного развития:

— Безусловно, это был один из самых ярких людей в экономической науке, и все его работы в рамках РЭШ и вне этих рамок, а также его прекрасные колонки и статьи в СМИ говорили о том, что он один из лидеров общественного мнения среди либеральных экономистов, и очень жаль, что мы такого лишились. Надеюсь, что тенденция отъезда молодых талантливых экономистов будет переломлена, когда надо будет замедляющуюся экономику оживлять. У меня большие надежды на «школу Кудрина», условно говоря, на других опытных, квалифицированных людей, которые останутся во власти, в экономическом блоке, но то, что образованный экономист вынужден уезжать, потому что нет аудитории — это факт. По своему опыту знаю, что свежие идеи во власти не воспринимаются, к сожалению. В ее среднем звене — уж точно. А чтобы добраться до ее «высших эшелонов», у нас нет социальных лифтов. Нет почвы, которая их воспринимала бы. Поэтому естественно, что каждому ученому, тем более прикладному, хочется уехать и это все применить. Пока у нас это неприменимо, к сожалению.

Лев Якобсон, первый проректор НИУ ВШЭ:

— В России мало квалифицированных экономистов, которые имели бы, с одной стороны, хорошую подготовку, а с другой стороны, умели бы простым языком объяснять сложные вещи. В этом отношении Сергей Маратович один из очень и очень немногих в нашей стране. Я не знаю всей подоплеки событий, почему это произошло. Но мне жаль, конечно.