Кто виноват в последствиях паводков в Приангарье?

«Весенние паводки в Иркутской области – 2013» принесли гибель десяти человек и немалый ущерб, объёмы которого ещё только предстоит подсчитать. Губернатор Сергей Ерощенко, посещая затопленные поселения Катангского и Киренского районов уже после того, как вода в реках Нижняя Тунгуска, Лена и Непа начала уходить в привычные русла, пообещал наказать виновных в несвоевременном оказании помощи пострадавшим. Но не надо забывать, что в период начавшейся предвыборной гонки к сентябрьскому голосованию за новый региональный парламент любые наказания чиновников будут определяться политической необходимостью. Политическая необходимость – стабильные и повсеместные успехи. «Крутые разборки» внутри губернаторской команды нарушат идиллию. Следовательно, фамилии виновных населению не назовут. Или назовут, ну только так, между прочим.

Межведомственный оперативный штаб по координации действий всех сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС в период весеннего половодья был создан в феврале. Руководителем назначен начальник управления по региональной политике, заместитель Председателя КЧС и ПБ Правительства Иркутской области Юрий Сюсин. В апрельских и, главное, в майских мероприятиях по подготовке и ликвидации последствий паводков об участии этого руководителя не упоминается. Чтобы охарактеризовать  этого человека, который, по сути, должен был запустить процесс, чтобы паводки принесли как можно меньше вреда, необходимо сделать экскурс в историю появления этого чиновника в Правительстве.

Юрий Сюсин был приглашён на работу в Правительство Иркутской области при губернаторе Дмитрии Мезенцеве в 2010 году. Перед этим, будучи мэром Шелеховского района, он пытался выставить свою кандидатуру на новый срок при чрезвычайно низком рейтинге у избирателей. Область не могла не вмешаться. Сюсину предложили пост в Правительстве в обмен на то, что он сложит полномочия и не будет вмешиваться в ход избирательной кампании на своей территории. Он согласился и до сегодняшнего дня работает в аппарате Правительства и отвечает за региональную политику. Собственно никакой региональной политики область так и не выработала, и Сюсин здесь также не сыграл роли. За три года его работы было, по крайней мере, три публичных повода говорить, что чиновник не справился с поставленной ему задачей. Юрий Сюсин занимался вопросами переселения жителей упраздненного посёлка Умбелла Казачинско-Ленского района. Северяне ждали переселения 12 лет. И вот когда казалось, что их проблему совсем скоро власти решат, с переселением начали тянуть. Люди винили во всем региональных чиновников, говоря, что они завышают цену вопроса. Сначала говорили, что на возведение и покупку жилья северянам необходимо более 150 миллионов рублей, позже снизили эту цифру до 112 миллионов. Но сами умбельцы говорили, что на самом деле надо меньше денег.

Сюсин не смог должным образом организовать со стороны области сбор пожеланий на переселение иркутян из зоны затопления Богучанской ГЭС и оперативно выделить землю для строительства жилья в муниципалитетах Иркутской области. Своим бездействием он спровоцировал протестные действия жителей, которые приехали в областной центр и потребовали встречи с губернатором.

Сюсин, выполняя губернаторский план по борьбе с застройкой Кайской рощи в Иркутске, также спустил дело на тормозах. В результате, застройщик не прекратил строительство, и иркутянам, защитникам рощи, пришлось ещё раз встречаться с руководством области. 
И вот в 2013 году Юрия Сюсина назначили руководить межведомственным оперативным штабом по координации действий всех сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС в период весеннего половодья.

Что это? Кадровый голод или же безответственное решение руководства? О деятельности Сюсина не было слышно уже в апреле, когда в руководстве штабов участвовали заместители губернатора. Губернатор стал руководить штабами по подготовке и ликвидации последствий только в мае, когда пошла «большая вода».

Итак, как следует из официальных сообщений: «из-за аномально низких декабрьских температур, которые способствовали промерзанию до дна участков рек, паводковая обстановка на территории Прибайкалья оказалась наиболее сложной, нежели в предыдущие годы. Затяжная весна и резкое повышение дневных температур воздуха с одновременным вскрытием практически всех рек на территории области спровоцировали образование мощных ледовых заторов». Следовательно, обстановка была чрезвычайно сложная.

В 2010 году на северных реках тоже сложилась «редкая по напряжённости паводковая ситуация». Тогда из-за аномально холодной зимы толщина льда превысила среднегодовые показатели. По заданию тогда еще министра МЧС России Сергея Шойгу в город Киренск Иркутской области были переброшены дополнительные силы сибирского регионального центра МЧС.

В 2013 году Иркутская область решила обойтись собственными силами. Почему? Возможно, потому что в апреле согласно указу президента от занимаемой должности был освобожден глава ГУ МЧС России по Иркутской области Вячеслав Эглит и иркутские спасатели оказались без руководителя в сложный паводковый период. 
6 мая разбился вертолёт с исполняющим обязанности начальника ГУ МЧС России по Иркутской области Станиславом Омельянчиком. На борту находилось почти две тонны взрывчатки и девять человек. По данному факту заведено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Руководитель управления информации МЧС России Олег Воронов в день катастрофы сделал заявление о том, чтоиркутские спасатели успели подорвать ледовый затор, из-за которого паводком затопило свыше 120 домов, и уровень воды существенно пошёл на спад.

Занятость поисковыми работами на месте крушения вертолёта практически остановила помощь со стороны спасателей, по крайне мере, жителям села Преображенка. Как раз то место, рядом с которым разбился вертолёт со спасателями и взрывчаткой. По информации местных жителей, неделю они просидели на крышах, и помощи практически не было.

12 мая, губернатор Сергей Ерощенко взял ситуацию с паводками в свои руки. На внеочередном заседании Правительства Иркутской области говорили о создании рабочей группы по ликвидации последствий паводка в Катангском и Киренском районах. В состав вошли все высшие чиновники правительства. Заместителя Председателя КЧС и ПБ Правительства Приангарья Юрия Сюсина среди них не было. Далее рабочая группа во главе с губернатором Иркутской области вылетела на места паводков для общения с людьми, чтобы начать процесс для сбора информации для оказания адресной помощи. Стихию люди к этому времени уже пережили.