Перед Европой встают чрезвычайно сложные проблемы

Массовые беспорядки уже несколько ночей подряд сотрясают предместья Стокгольма. В Лондоне исламисты жестоко и цинично убили солдата, воевавшего в Афганистане. Что это – случайные реакции недовольства или начало крупных социально-политических потрясений?

Комментирует член Общественной палаты России, проректор РЭУ им. Плеханова, политолог Сергей МАРКОВ.

– События, подобные случившимся в Лондоне и Стокгольме, – это надолго. И таких эксцессов будет всё больше и больше.

Всё это можно сравнить с ядерным взрывом – копится, копится критическая масса недовольства – а потом начинается цепная реакция.

В ряде стран Европы накопилась огромная «взрывная масса» недовольства молодёжи в сочетании с нарастающими экономическими проблемами. Из-за которых возможность получить работу для иммигрантов всё меньше и меньше и при этом величина социальных выплат тоже уменьшается. Поскольку экономики европейских стран в кризисе.

Конфликт нарастает не между христианством и исламом – растут внутренние противоречия глобальной пострелигиозной цивилизации, возглавляемой англосаксами США и Британии, которых активнейшим образом поддерживают североевропейские страны.

И одним из главных символов этой глобальной пострелигиозной цивилизации является, между прочим, идеология победившего гомосексуализма, который вызывает сильную ненависть у традиционных групп.

И вот все эти процессы и подтолкнули в Швеции молодёжь к беспорядкам.

Что будет далее?

Власть будет резко ужесточать свои ответные действия, вплоть до высылки из страны людей лишь за их озвученные радикальные взгляды. При этом общественное мнение и в Швеции, и во многих европейских странах будет склоняться на сторону правых националистических партий. Некоторые из которых даже с неким фашистским душком.

Но ещё быстрее идут процессы, тоже по принципу цепной реакции, в молодёжных средах.

Ведь один из убийц британского солдата ещё в недавнем прошлом был христианином, но происходит радикализация некоторых исламских течений, и исламские экстремистские группировки захватывают к себе обычных молодых людей и увлекают радикальными идеями.



Повторю, начавшиеся столкновения – это очень надолго.

Главная их причина заключается в том, что эти государства не предлагают озлобленным бедным слоям молодёжи нормальные способы интеграции в общество.

Государственная идеология в этих странах весьма слабая. А молодёжь не умеет выражать протест в политических формах. Потому часто молодых людей подбирают радикальные исламистские группировки.

К тому же многие европейские государства допустили грубую ошибку, приняв к себе очень много людей из совершенно иных культур, которые плохо интегрируются в общество и объединяются в национальные гетто.

Кстати, Россия из этого должна сделать свои выводы. У нас в Москве и других крупных городах тоже постепенно формируются своего рода «гетто» – то есть места компактного проживания мигрантов.

И пример мы должны брать не у Швеции, где сейчас горит, а у Сингапура. Там, я знаю, стараются даже на уровне многоквартирного дома соблюдать пропорции ключевых наций – это китайцы, малайцы, индусы – их примерное соотношение должно сохраняться постоянно.

А в Москве – например, в Отрадном и других районах – уже формируются места компактного проживания разных этнических групп, что в перспективе станет очень опасным. Может вскоре привести к таким же взрывам, как в Швеции. Или как в Британии. Потому нам надо активно использовать «сингапурский принцип».

Кстати, говоря об Англии, нельзя забывать и про наркотики, которые широко распространены в иммигрантских средах. Вместе с исламским радикализмом это даёт мощную взрывную смесь. А радикалы ещё к тому же надеются и на мягкость английского законодательства и системы наказаний – смертная казнь им не грозит, тюремные камеры там вполне удобны, да ещё есть большая вероятность досрочного освобождения.

Перед Европой встают чрезвычайно сложные для решения проблемы.