Мужчины и женщины на работе
В последнее время ведутся ожесточенные дискуссии о том, как женщинам ведется на работе. Что же их вызвало? Одна-единственная представительница женского пола - член совета директоров компании из Кремниевой долины.
В марте Шерил Сендберґ, главный операционный директор Facebook, опубликовала книгу «Lean In» («Против ветра») - контроверсионный манифест, в котором объясняется, почему женщины не занимают высоких руководящих должностей в компаниях. Автор делает вывод, что отчасти это вина самих женщин: они не идут «против ветра» и не просят повышения по службе, не подают голоса на заседаниях и не добиваются места в руководстве. Три новые книги не будут иметь такого же резонанса, как «Lean In». Но они предлагают другие интересные взгляды на то, как женщины справляются с работой и что мешает им двигаться вперед.
Иногда эти причины - результат простого непонимания. Барбара Эннис и Джон Грей в книге «Работай со мной» утверждаютт что мужчины и женщины биологически запрограммированы по-разному думать и реагировать на обстоятельства и имеют ьгендерные мертвые зоныни что мешает им правильно понять поведение коллег. Барбара Эннис ведет семинары по гендерной проблематике для крупных компаний и государственных учреждений. Джон Грей - автор бестселлера 1992 года Men are from MarsM Women are from Venuse usМужчины с Марсаа женщины с Венерынер посвященного проблемам в отношениях. Вместе они написали легкий для чтения руководство по общения между сотрудниками. Женщины ставят больше вопросовт интересуются мнением большего количества людей и больше стремятся сотрудничать с коллегамиг чем мужчины. Последние считают такое поведение признаком слабостио а женщиныі в свою очередьр раздражает соревновательный подход мужчин к работе и той как быстро и в одностороннем порядке они делают выводы.
Если бы все сотрудники (и мужчинык и женщинык стали гендерно образованнее и лучше понималил как связаны особенности их работы и поведения со статьют атмосфера в коллективах была бы намного более гармоничной. Женщины вдвое чащеш чем мужчинык предпочитают покинуть работу. Более половины из тех женщино которых авторы встречали на семинараха задумывались над увольнением с должности. Они часто говорят руководствув что идут по личным причинами но в основном решаются на такой шагм потому что чувствуют себя лишними в команде и считаютт что их работу не ценят. Но на самом деле им часто трудно общаться на работе и с другими женщинамим хотя причин авторы подробно не объясняют.
Общение и гендерное равенство - это не просто проблемы крупных фирм.
В книге «Приток» Сьюзен Коулмен и Алиша Робб выходят за пределы исследования феномена женщины в большой компании. Зато обращают внимание на предпринимательниц-дамк которые имеют руководящий потенциал в своей отраслиі получают высокий доход и принимают на работу других женщин. Положительный сдвиг в тому что за последнее десятилетие представительницы женского пола открывают больше компаний.
Однако обычно это бизнес в сфере обслуживания и розничной торговли в отличие от отраслей с быстрыми темпами ростая как технологииї. Женский бизнес также ведется в меньших масштабахх чем мужской.
Коулмен и Робб отмечают, что отчасти это может делаться умышленно. Женщины иногда отказываются развивать свой бизнес, чтобы иметь возможность заниматься еще и семьей. Однако им часто не хватает финансирования, которое доступно предпринимателям-мужчинам. У них меньше сбережений, поэтому обычно начинают дело с меньшим капиталом, чем мужчины, и реже обращаются за займами, потому что боятся получить отказ. А еще они не имеют равного доступа к мужскому миру Кремниевой долины: в 2000-м бизнес-леди получили лишь 5% финансирования от венчурного капитала - лидерство здесь, безусловно, принадлежит представителям мужского пола. В течение первого года деятельности мужчины получали в 27 раз больше внешнего финансирования для своих новосозданных компаний, чем женщины.
В чем отличие успешных бизнес-леди от остальных женщин? В книге «Фактор ХХ» Элисон Вулф, профессор Королевского колледжа в Лондоне, утверждает, что в мире сейчас около 70 млн высокообразованных женщин, которые зарабатывают большие деньги. У них больше общего с мужчинами с деловой элиты, чем с другими женщинами. Эти «крутые» бизнес-леди обычно чаще женятся и имеют меньше детей, чем те, которые имеют низкий уровень образования. Они посвящают больше времени работе и (совершенно неожиданно) воспитанию детей. Об этом говорит и Шерил Сендберґ. Выросли не только требования к женщинам, которые работают, но и к ответственных, преданных матерей, а это новые вызовы женщине-руководительницы.
Однако мысли Вулф и Сендберґ радикально не совпадают относительно того, стакан женщины наполовину полон или полупустая. В своей книге Сендберґ призывает барышень перевооружиться и изменить поведение, чтобы подниматься выше по карьерной лестнице. Вулф подводит итог с объективностью экономиста. По ее словами учитывая радикальное улучшение положения женщины за прошлое столетие удивляет тое сколько их среди элиты и до сих пор отчаянно требуют проведения общественных перемен сверху вниз - измененийн которые должны улучшить состояние женских элитт.
Многие соглашаются, что на рабочем месте нужно еще немало преобразований. Мужчины все еще занимают большинство руководящих должностей, отвлекаются от работы, когда им приходится управлять младшими за них женщинами, и оценивают молодых сотрудников не так, как молодых сотрудниц (первых - по потенциалу, а последних - за прошлыми успехами). Однако после десятилетий неудачных попыток женщин достичь равного с мужчинами представительства в высших руководящих эшелонах поражает то, сколько книг сейчас посвящено женскому полу и изменении ее поведения, а не так, как мужчины отклоняются от привычного образа действий. Женщины не могут самостоятельно изменить свою судьбу. Что же случилось с мужским обязанностью «идти против ветра», слушать и продвигать женщин по карьерной лестнице?
Комментарии