Новая поросль международного террора

Интенсивное расследование теракта в Бостоне продолжается почти месяц. В нем участвует большинство силовых структур США - от ФБР и местной полиции до аналитиков АНБ и оперативников ЦРУ. Известно об активных консультациях с европейскими аналогами данных служб, запросы в ФСБ России и т.п. Америка никогда не жалела сил и средств на подробнейшее изучение врага, что вполне разумно. Особенного внимания достоин столь прямой, явный и бесчеловечный враг, как бомбисты на финише бостонского марафона. Однако до сих пор наиболее значимым результатом всех следственных мероприятий по «делу братьев Царнаевых» является полное отсутствие данных об их террористических связях - международных или хотя бы местных.

Никаких намеков на финансовую поддержку братьев извне. Никаких показаний о материальном или информационном обеспечении террористов. Никакой информации об их управляемости, подчиненности, структурированности с любой, хоть какой-нибудь завалящей экстремисткой группировкой. Удивление соседей: «...они казались достойными и порядочными людьми...» Недоумение сокурсников: «Да ведь он был таким компанейским парнем!» Негодование родственников, вплоть до: «Эти копы клевещут на наших мальчиков!» И главное - ощущение растерянности действительно мощного и разветвленного механизма под собирательным названием «Правоохранительные и антитеррористические структуры США».

Изменился противник, отсюда и растерянность. Иерархия терроризма типа «международный центр - региональное командование - бригадир с рацией - боевики-исполнители» уходит в прошлое, она громоздка и уязвима. Да, такая организация способна провести ужасающие по злодейскому масштабу атаки на нью-йоркские башни-близнецы и Пентагон. Но после этого следуют годы пассивной обороны, укрытия в африканских песках и схроны в азиатских пещерах. Следует жизнь загнанного зверя с хроническим недоверием к соратникам (продадут!) и постоянным страхом перед врагами (найдут!). Следует разгром силами элитарного спецназа, увесистая ракета с невидимого беспилотника или пуля в затылок от собственного заместителя. Пока у зла есть центр, он является очевидной целью антитеррористических служб. «Огонь по штабам», как совершенно справедливо говорил товарищ Мао. А если нет этих штабов и командиров? По чему прикажете бить могучему молоту силовых структур?

Новая поросль террора - это не пирамида насилия, которую главное - найти, а обрушить не проблема. Это даже не децентрализованная ядовитая грибница, которую можно корчевать, идя «по ниточке», от одной бандитской ячейки к другой. Новая поросль террора - это тайная плесень на теле западной цивилизации. Она состоит из латентных убийц, внешне прекрасно интегрированных в окружающее общество. Они обладают гражданством стран-доноров, причем подлинным, а не поддельным. С удовольствием получают гранты, пособия, пенсии и прочую социальную поддержку. Учатся в университетах и колледжах, работают в офисах и на заводах.

Они могут пить пиво и виски, флиртовать с доступными девицами и даже баловаться легкими наркотиками (за что в той же Саудовской Аравии им бы как минимум публично руку отрубили). У «новых террористов» нет организации вообще, потому что сам переход от обывателя к бомбисту спонтанен. Под влиянием идеологической обработки, застарелой ненависти к «сытому и грешному Западу», под грузом материальных-социальных-личностных проблем происходит...да назовите как угодно. Сдвиг сознания, маниакальное состояние, депрессивная психопатия - но следствием такого «сдвига» становятся убийства людей.

И не абстрактных «проклятых американцев», а соседей и сослуживцев, с кем только вчера преступник чокался в баре... Террор становится местечковым, осуществляется по месту работы или учебы. Насилие происходит с помощью подручных средств, никакого снабжения по линии «Аль-Каеды».

Масштаб получается куда мельче, чем «катастрофа 9/11», но и вычислить такого спонтанного преступника заранее крайне тяжело. Колоссальным напряжением полицейских сил США Царнаевых удалось обезвредить после теракта, какая уж тут профилактика...

Следует признать, что подобные проблемы не носят заокеанского характера. Надо понимать, что теракты по «бостонскому сценарию» возможны во всем цивилизованном мире. Собственно, во французской Тулузе аналогичная трагедия случилась за месяц ДО рокового марафона. С 11 по 19 марта в окрестностях этого города маниакальный стрелок убил семь человек. Террорист не был заброшен в Тулузу на парашюте, он там родился, пусть и в эмигрантской семье из Алжира.

Среди его жертв трое детей, младшему было всего три года. Тулузский убийца начал охоту за людьми на основании их профессиональной и этнической принадлежности. Хладнокровно расстреляны военнослужащие французской армии (причем все - выходцы из Северной Африки!) и учащиеся еврейской школы. Убийца с рождения имел французское гражданство. Неоднократно посещал Афганистан и даже был там осужден за изготовление бомб (!), сбежал из тюрьмы при ее штурме отрядами талибов (!!) и преспокойно вернулся в родную Францию (!!!) Находился под наблюдением полиции, что не помешало ему обзавестись тремя единицами крупнокалиберного оружия и приступить к убийствам своих же соотечественников...

Спрогнозировать изменения в работе правоохранительных структур западных стран в связи с нарастающей опасностью «террористической плесени» не так и сложно. Наверняка подвергнутся жесточайшему контролю сетевые способы общения. Сейчас в Интернете можно найти и скачать любую информацию, вплоть до технологии изготовления зарина в бытовых условиях. Не меньший (если не больший) вред несет пропагандистская обработка в духе «джихада и убийств неверных, где только можно». Борьба с «интересующимися» такими сведениями может проводиться еще на стадии соответствующих запросов, блокировки сайтов, вычисления IP-адресов, прослушки и сканирования личного контента и т.п. Террористическую информацию придется уничтожать в виртуальном мире, дабы избежать взрывов в мире реальном. Будет чем заняться КиберКомандованию США, недаром у него штат и финансирование выросли в четыре раза за последний год.

Вероятно ужесточение полицейского надзора над гражданами западных стран и их родственниками, посещавшими общеизвестные рассадники терроризма. Наверняка подвергнется коррекции законодательство и практика эмиграции, усилен контроль над сферой банковских переводов и электронного денежного оборота. Вероятны сложности с натурализацией, получением гражданства, вида на жительство или элементарно въездных документов для потенциально неблагонадежных визитеров. Да, это не соответствует проповедям толернатной терпимости, но безопасность будет превалировать над идеологией.

Насколько Запад будет готов пожертвовать деформированными идеологическими догмами - настолько будет безопаснее жизнь на самом Западе. Нельзя осуждать теракты в Бостоне и поддерживать взрывы в центре Дамаска. Нельзя готовить террористов для диверсий на Северном Кавказе, тренировать моджахедов для свержения Каддафи и сокрушаться над тулузской трагедией. Заигрывание с организациями, для которых западные ценности абсолютно чужды, не может оправдываться в политических интересах. Ибо такие игры приводят к катастрофическим последствиям не где-то на окраине мира, а в уютных западных городах.

Нельзя иметь дело с одиозными, преступными силами - теперь уже из инстинкта самосохранения западного мира. Опасно делить террористов на «своих» и «чужих», преступно питать иллюзии на предмет их управляемости. Сукины дети своими бывают только у псов.