Минздрав пояснил, в каких случаях органы изымут для пересадки

На модерации Отложенный

Сейчас в отношении изъятия органов после смерти для трансплантации действует презумпция согласия: если человек не написал отказ, он, по умолчанию, может быть донором органов. По новому законопроекту первичным становится не презумпция согласия, а волеизъявление.

Новый законопроект о донорстве органов и их трансплантации предполагает, что человек может при жизни в устной или письменной форме выразить желание или нежелание отдать свои органы после смерти для пересадки. Помощник министра здравоохранения РФ Людмила Лоцман рассказала о том, в каких случаях будет учитываться мнение родственников.

Минздрав РФ подготовил законопроект о донорстве органов и их пересадке, который предполагает создание базы данных — федерального регистра, где граждане РФ могут выразить свое согласие или отказ на изъятие органов после смерти. По действующему законодательству, если человек не отказался от изъятия своих органов, после его смерти их могут изъять. Кроме того, впервые будет разрешено посмертное детское донорство.

Воля человека — во главе угла
Лоцман напомнила, что в настоящее время в отношении изъятия органов после смерти для трансплантации действует презумпция согласия: если человек не написал отказ, он, по умолчанию, может быть донором органов.

"Согласно новому законопроекту, первичным становится не презумпция согласия, а волеизъявление, которое каждый человек может оформить в письменном виде. Допускается также устная форма", — сказала она.

Помощник главы Минздрава пояснила, что федеральный регистр будет содержать четыре подрегистра: список волеизъявлений, список посмертных доноров и органов, список живых доноров и список реципиентов.

По ее словам, действуют разные подходы к изъятию органов в отношении разных категорий граждан.

Совершеннолетние дееспособные
Лоцман напомнила, что совершеннолетние дееспособные граждане имеют возможность при жизни заявить, как они хотят распорядиться своими органами после смерти.

"Оно может быть заверено либо руководителем медицинской организации, либо нотариусом. Этот документ будет занесен в федеральный регистр волеизъявлений", — пояснила она.

Помощник министра добавила, что в случаях, когда человек находится дома в состоянии, при котором сомневается, как долго будет жить, в присутствии медработников и свидетелей в устной форме он может заявить, что согласен или не согласен, чтобы у него изъяли органы. Врачи должны будут зафиксировать это в медицинском деле человека и передать данные в федеральный регистр, сказала она.

"Но у нас наверняка будут "молчуны". Если при жизни гражданин не выразил согласие, оно, соответственно, не отражено в регистре волеизъявлений, в этом случае право выразить свое мнение имеют супруги или близкие родственники, которые указаны в статье закона", — добавила Лоцман.

Но если совершеннолетний дееспособный человек выразит волю отдать свои органы на пересадку, родственники могут написать несогласие с этим.
"В приоритете будет все равно волеизъявление умершего", — сказала она.

Если гражданин не изъявил волю отдать свои органы на пересадку, родственники в течение двух часов после того, как им сообщили о его смерти, могут выразить несогласие.

"Если они не изъявляют своего несогласия, медицинская организация, фиксируя это протокольно, имеет право приступить к изъятию органов", — пояснила Лоцман.

Несовершеннолетние и недееспособные

Что касается несовершеннолетних и недееспособных, в течение часа после их смерти медработник сообщает родителю или иному лицу о его гибели, пояснила Лоцман.

"Исключительно у родителей спрашивается согласие на изъятие органов у этих лиц. Если мы не дозвонились до родителей, не смогли с ними связаться, изъятие органов не допускается", — подчеркнула она.

Лоцман отметила, что информирование родственников заносится в протокол. Если врачи сообщают о смерти пациента по телефону, разговор должен записываться.

Если дети, которые погибли, относятся к категории сирот или оставшихся без попечения родителей, изъятие органов запрещается. То же относится и к недееспособным, у которых нет родителей, добавила помощник министра.