Население России - это фактически заключенные
Александр Подрабинек прав, говоря, что в России было бы несопоставимо лучше, живи она по образцу, который он зовет западным. Он советует сделать такой выбор и сетует, что его еще не сделали. Но кто выбирал за Россию – цари, генсеки, президенты? Или русский народ? Или разом все народы империи? Да и как выбирали – на выборах Чурова или в гражданской войне? Называя образец «западным», мы уходим от социальной сути проблемы. Россия – изначально западная страна, слово «рус» – скандинавское, а христианство Русь приняла до церковного раскола. Да и Византия, от которой приняла, – восток Запада, Римской империи, а прикончила ее как раз по-настоящему восточная империя, Османская.
Свобода, собственность, законность, добровольность, гуманизм, равноправие, самоуправление и гласность, которых Подрабинек обоснованно желает России, не географические понятия. Испанские конкистадоры завоевывали Америку, а русский Ермак Тимофеевич – Сибирь. Различие невелико. Но тогда же, не в могучих феодальных державах, а в провинциальной Голландии или Англии выявились новые отношения, сделавшие их центром мира, странного не только Востоку, но долго и Западу. Эти отношения были иными, чем феодальные. Экономической свободе понадобилась политическая, потребовались гарантии собственности, законность, самоуправление.
А в России правители, поняв требования века, – не дураки, чай, были, – ответили им не новыми отношениями, а напряжением прежних. При Иване Грозном зародилось крепостное право. Петр, привозя с Запада станки, ставил к ним крепостных. Мы возмущены, что в Соединенных Штатах было рабство, но афроамериканцев там и сегодня лишь около 8%. А в России в крепостном состоянии была половина страны, не группы завезенных иностранцев, а половина русских, собственного народа. Александр II лишил помещиков права владеть крепостными, но по отношению к государству люди фактически остались в крепостном состоянии. Ленин и Сталин это крепостничество лишь ожесточили.
Вся Россия знает, что свобода – не статьи Конституции о правах человека, они и в сталинской были красивы. Но забывает, что свобода – это реальная независимость, автономность отдельного человека и всякого объединения людей – партии, предприятия, театра, отдельной территории, национальной общности, социальной группы; и всякой власти от другой, чтобы текущим управлением ведала одна, законы принимала другая, а суд чинила третья, не завися друг от друга. Произвольные проверки людей и организаций, которые позволяет себе наша высшая власть, практикуются в тюрьмах. Там сидят уличенные в нарушении закона. Нарушителей определяют по уликам, предъявленным на рассмотрение суда. А власть, держащая под подозрением всех граждан, проверяя их, как пояснил наш президент, на всякий случай, уже одним этим преступна. По другому поводу сам Подрабинек отлично заметил, что у заключенного нет выбора, он идет туда, куда ведет конвой. А население России – не только в зоне, не только при коммунистах, но и при царях, и под нынешней «вертикалью власти» – это фактически заключенные.
Вот они и говорят: «Путин нас кормит!» Кому же и кормить в тюрьме, как не начальству! Система устроена так, что сами мы прокормиться не можем, и кормит нас государство, которое по вертикали распоряжается всем хозяйством страны – не столь важно, через министерства или через послушных Дерипасок и Абрамовичей.
Когда Ходорковский захотел хозяйствовать самостоятельно, ему указали место. А государство может распоряжаться из рук вон плохо, если хоть на какой-то его товар, какое-то сырье на мировом рынке подскочит цена. При Горбачеве нефть стоила $10 за баррель, и пришлось заговорить о перемене порядка, а при Путине – $110, и нужды в здравом смысле нет.
Поэтому дело не в самом по себе выборе модели, а в том, что мешает ей прижиться на практике. 19 августа 1991 года значительная часть России и наиболее наглядно Москва, где на улицы против танков ГКЧП вышел чуть ли не миллион безоружных, продемонстрировала выбор западной, так сказать, модели, и под флагом этого выбора к власти пришел президент Ельцин. А два года спустя за его Конституцию, давшую президенту едва ли не бóльшую власть, чем была у Политбюро и генсека КПСС, проголосовало большинство сторонников «западной» модели. Не подумали, что неограниченную власть над собой нельзя доверить даже самым обаятельным. А эта Конституция и дала Путину опору для еще большего расширения власти. Что же удивляться, что протестовать против его беззаконий выходит в лучшем случае десятая часть того числа, что вышли 19 августа. Девять десятых понимают, что обманулись, и не верят никому.
Дело не просто в модели. В Конституции Соединенных Штатов, за 200 с лишним лет потребовавшей лишь немногих поправок, Джефферсон и его товарищи отлично обозначили пределы каждой ветви власти и власти федерального правительства над штатами. Но Конституция там действует потому, что десятки миллионов американцев готовы ее защищать, знают, что конкретно защищают.
Вот и России важнее всего понять, что реальное единство страны держится не на внутренних войсках и не на ФСБ (КГБ, НКВД, ЧК), а впрямь добровольным согласием жить вместе и с учетом стремлений разных ее частей и слоев. Понять, что и Советский Союз разошелся прежде всего потому, что учета и согласия не было, его не искали, правила Москва, а в Москве – Кремль. Выбрать хорошую модель важно, но на практике она не приживется, если не сломать порочную «вертикаль». Видя нелепость отношений с Северным Кавказом, люди нынче кричат: «Хватит кормить Кавказ!», а им бы предложить выбор: «Либо мы себе в убыток кормим Кавказ (и объяснить, почему это нужно), либо отпустим Кавказ, пусть кормится сам!»
Самодержавие страшно не только произволом, но и тем, что, все видя сверху, оно искажает и даже замалчивает реальные проблемы страны и людей. Главное для России – оглянуться, взглянуть на себя непредвзято, по горизонтали, не как на ведущую силу бесцерковной веры – ленинизма, не как на ведущую силу церковной веры – православия, а как есть, сознавая ограниченность своих сил и нужду здраво их расходовать, прежде всего на спасение своего населения, на то, чтобы люди в России жили не хуже и не короче, чем в цивилизованных странах, чтобы их голоса не были задавлены, а инициативы задушены. Тогда возможности, которыми наша страна располагает, ее общепризнанные достижения в науке и культуре пойдут ей на пользу, помогут разумно жить, и – не ставя специально такой цели – тогда и будет она принадлежать к цивилизованному миру. Как при Ярославе Мудром.
Комментарии
Недолго осталось, всего до 2024 года.
- Режим, который пришел к власти с помощью спецоперации, не может не быть опасным, он не терпит оппозицию и разрушает демократические институты. Он унаследовал многое плохое и от властей СССР, и от режима Ельцина.
Большевики сказали: «Грабь награбленное». Они объявили, что вместо капиталистической будет социалистическая собственность, а фактически все принадлежало коммунистической партии. Когда рухнул СССР, не был найден разумный способ, как передать собственность всем гражданам, в частные руки в рамках закона и общечеловеческой морали, чтобы затем ею можно было распоряжаться по правилам.
Первый опыт капитализма, который получило большинство россиян, это была потеря сбережений, часто и личной собственности. Люди прошли школу цинизма. Они увидели, что в России существует мощная система отрицательного отбора. Тот, кто был самым нечестным, наглым, непристойным, прорывался на самый верх. Сейчас именно эти люди хотят как можно больше эксплуатировать, платить как можно ...
Вот это я понимаю, юмор. Грустный, правда.
Да!
При таких доходах более 90 % население невольно стали заключенными в своей стране!
У нас даже не дома, а квартиры "клеточного содержания".
Это даже не тюрьма, а скорее птицеферма - "Российская Федерация"!
А всё почему???
Обворовали Нас в 90 - е!!!
Не тех сажают!
А надобы Горбачёва, Чубайса, олигархов (всех!), Сердюкова!!!
И "группу поддержки" - Путина, Медведева!!!
Дальше идиотизм «цивилизованного мира» крепчает, и нам, т.е. российскому народу, предписывается место у параши.
Спасибо Бжезинскому за «заботу», и особо хочется «поблагодарить» Геббельса(посмертно, разумеется).
Власть привычно и традиционно закручивает гайки, и традиционно же дождется какого-нибудь левака (или «правака», неважно) — без Йельского университета и со съехавшей крышей. Не жулика Жирика и не эгоцентрика Эдичку — «настоящего буйного», по Высоцкому…
Анализ автор провёл, а вывода не сделал. Как же может привиться система ценностей, если то революции, то войны?. Вот и не складывается гражданское общество, при котором ни Ельцын, ни Путин не смогут строить порочные вертикали. Не успевает сложиться. Сколько в той же Европе складывалось гражданское общество? 400 лет. А мы хотим устраивать революции, вдруг повезёт и построим гражданское общество. Устроили революцию - ждите, суки, 5 поколений. Никакой Навальный не родит гражданское общество, хоть ты убейся! Чиновники как крали, так и будут красть.
Но это всё из разряда "эх, если бы машину времени...".
Ельцину и олигархам не были нужны сильные государственные институты, так как шел процесс захвата собственности и распределения ее между своими людьми. Сейчас для ее удержания понадобились мощные силовые структуры. Произошло формальное укрепление государственных институтов, таких как ФСБ, Прокуратура. Работает Федеральная налоговая служба. В отличие от 90-х годов, налоги стали лучше собирать.
Сейчас, после разных новых событий в мире, после появления в России новых законов, например, ограничивающих митинги и НКО, Путин ощущает шаткость своего положения. Внутри страны сейчас принят закон о расширенном толковании измены родине, который можно использовать против любого гражданина, который имеет нормальный контакт с внешним миром. Я ожидаю, что Путин будет стараться создать точки напряженности, чтобы лучше убедить население, что он его защитник, а не глава коррупционного клана, который разоряет страну и действует вопреки интересам людей.
после 1917?
не смешите
Через пару лет после презрительного «пускай едят пирожные» случается гильотина. Или через двадцать лет, и не гильотина, а румынский расстрел без суда, или через сорок лет, и не расстрел, а ливийский разрыв вручную на куски… — но это уже подробности.
Когда мысль левачки, впоследствии убийцы, о нравственной обязанности выхода за легальное поле становится актуальной для широких масс интеллигенции — это тоже очень ярко горящая красная лампочка! И если в нашей, прости господи, политической элите остался хоть кто-нибудь вменяемый и не совсем слепой…
Впрочем, о чем я.
Вряд ли у нас делят окружение Путина на «голубей» и «ястребов», понимают, что решения принимает он сам. Но есть иллюзии, что можно на Путина повлиять, поняв, что он хочет.
Но поймите, политику в США очень трудно не просто прийти к выводу, но и действовать, постоянно исходя из того, что глава государства в России принимает важнейшие решения, исходя не из интересов своей страны, а из интересов собственного клана или бизнеса. Такую идею трудно усвоить, если вы привыкли думать иначе.
Мы в Америке должны понять: Россия не является врагом США. Россия – проблема для самой себя! И, может быть, для ее ближайших соседей. Нельзя рассчитывать на то, что Россия будет помогать Америке или Западному миру в критической ситуации. Это неверный союзник. Ненадежный партнер.
Что там про обещания нерасширения НАТО на восток?
Вот что оставалось делать западным лидерам?
Ну и мания величия... :(
Без этого страна летит в пропасть.
А может "ребятами" это и задумано.
- Социальная база может расшататься. Элита может расколоться. Перемены могут быть выгодными для определенных сил вне элиты, да и в ней. Людей из путинского окружения объединяют не ценности, а выгода, стремление к материальным благам. Если доход, к примеру, будет снижаться, то лояльность этих людей другу к другу может сильно уменьшиться. Мы видели это во время процесса в Лондоне: Березовский и Абрамович многое рассказали. Очень неустойчивая система. Взаимная лояльность членов клана зависит от взаимных выгод пребывания в этой среде. Если они увидят, что их позиции становятся нестабильными, то в целях самосохранения часть элиты может адаптировать демократические лозунги и требовать изменений.
P.S.
А,быть просто образованным человеком мне Вы не допускаете? Номенклатура не моя стихия.
К тому же продолжается мировой экономический кризис, который может углубиться. Россия очень уязвима. Доходы от высоких цен на сырье в последние годы не были использованы для того, чтобы модернизировать страну.
Самый главный фактор риска – сам режим, который в силу своего поведения может вызвать новые протесты. Ведь множество преступлений скрыто, многое не обнародовано, не расследовано: взрывы домов 1999 года, «Норд-Ост», Беслан, коррупция...
Россия для нравственного очищения нуждается в полном расследовании событий прошлого. Если это будет сделано, появится основа для нового менталитета в стране. Если власти будут дальше злоупотреблять своим положением, а ситуация ухудшится, требования расследований такого рода будут расти.
"Самый главный фактор риска – сам режим, который в силу своего поведения может вызвать новые протесты"
петушатник должен знать своё место под нарами
Криминальный капитализм неуправляем. Сформирован класс – монстр, пожиратель. От выборов уже ничего не зависит, смена верхушки бессмысленна. Преступный класс – пожиратель рулит, он плюёт на все нормы законности, справедливости и морали. Страна превращена в «зону Ч», и невозможно остановить регресс экономики и общества, потому что монстр ненасытен. Или Путин радикально сменит курс, или мы потеряем страну.
Запад приговорил Путина, им нужен второй Горбачёв в лице кого угодно: подойдут и Медведев, и Навальный, и Прохоров, и т.д. - все те, для кого нет Родины, кто готов, как Горбачёв, сломать судьбы миллионов, чтобы ему, трактористу, безнравственному, ограниченному ничтожеству лизать Запад и этим наслаждаться,,как извращенцы наслаждаются чужим страданием.
не потому что не может, или не хочет
а только потому, что эта мандавошка запрограммирована на то, чтобы перед утилизацией насрать как можно больше
как можно больше навредить
и как можно больше собрать пассажиров у царствие нибисное на сковородки
чтобы там в компании с менделем и гундяем (святой троицей) не скучать
И никакого тебе "железного занавеса", даже царей-генсеков, и тех нет.
А еще есть много таких стран, где солнце круглый год. Например, пресловутая "Верхняя Вольта". Или Центральноафриканская Республика. И вот ведь удивительно! Именно там живут аналоги наших "генсеков" и "вождей".
Это ж надо такое нести - Россия – изначально западная страна, слово «рус» – скандинавское, а христианство Русь приняла до церковного раскола (вообще-то раскол начался с возникновением папизма и разделением церкви на восточную и западную). Да и Византия, от которой приняла, – восток Запада, Римской империи, а прикончила ее как раз по-настоящему восточная империя, Османская (тоже посмешило, фактически уничтожили ее именно рыцари, которых империя пропускала через Константинополь, кстати награбили они столько, что и османам не снилось).
Свобода, собственность, законность, добровольность, гуманизм, равноправие, самоуправление и гласность - это о ком? Пусть хоть одну страну назовут, где эта хрень воплотилась в жизнь. А особенно насмешило "в провинциальной Голландии или Англии выявились новые отношения, сделавшие их центром мира... Эти отношения были иными, чем феодальные. Экономической свободе понадобилась политическая, потребовались гарантии собственности, законность, самоуправление." - эти...
но автор прав
другое дело что большинство народа довольно и не желает другого
рабы не хотят свободы - за себя ведь отвечать придется самому
поэтому лучше жить бедно и винить во всех бедах америку
"Список доведителей до такого состояния" должен быть обнародован.
Война была и остаётся единственным средством капитализма продлить свою агонию. Поэтому Западный монстр, он же Франкенштейн, не способен придумать ничего, кроме как сожрать самого себя. Затея – повернуть колесо Истории вспять не учитывает одну простую вещь – ничтожность всех «сильных мира сего», их всё возрастающее безумие и отпадение от норм человеческой нравственности. Горстка людей, погрязших в роскоши и гедонизме, хотят решать судьбу человечества? А пупок не развяжется?