Успех "Легенды № 17" изменит отношение зрителей к кино в РФ

На модерации Отложенный

Успех «Легенды № 17» может переломить ситуацию в отношениях зрителя с отечественным кино.

Как и ожидалась после первого дня проката, - а это был четверг, 18 апреля, - фильм Николая Лебедева «Легенда № 17» возглавил кассу за минувший уик-энд, собрав 250,5 млн рублей.

Накануне выхода фильма на экраны, «Известия» задавали продюсеру картины, генеральному директору Студии Никиты Михалкова «ТРИТЭ», Леониду Верещагину вопрос, на какую сумму сборов в конечном итоге он надеется выйти. Верещагин тогда категорически отказался отвечать, и это понятно: по отношению к российскому кино рынок ведет себя в последние годы непредсказуемо. Бывало, что фильм, по мнению аналитиков и профессионального сообщества, способный рассчитывать на очень серьезную кассу, в конечном итоге ограничивался несколькими миллионами долларов. Как случилось, например, с блестящим «Шпионом» молодого режиссера Алексея Андрианова по роману Бориса Акунина, не дотянувшего даже до $ 5 млн, - кстати, эта картина тоже была произведена на «ТРИТЭ» при поддержке канала «Россия», а прокатчиком выступила компания «Централ Партнершип». (Как уже писали «Известия», отчасти утешением создателям «Шпиона» может служить то, что после продажи «Роскино» пакета отечественных фильмов американской компании HULU, которая работает в системе видео по запросу, «Шпион» моментально вышел на третье место среди 2,5 тыс. картин из разных стран).

Что касается «Легенды № 17», после первого показа на кинорынке в марте этого года, специалисты заговорили о возможных $20 млн сборов. Судя по старту, это вполне достижимый рубеж - особенно, если кинотеатры захотят продержать фильм в течение нескольких недель. Серьезную угрозу представляет «Железный человек-3», выходящий на наши экраны 2 мая, но длительные выходные в России - всегда время активных походов в кино, а это может сработать и на «Легенду» тоже. (Между прочим, на экраны мира «Железный человек-3» вышел 18 апреля. А российские дистрибуторы сдвинули прокат на две недели позже - и можно предположить, что произошло это как раз из-за «Легенды»).

Как и «Высоцкий», фильм о Харламове рассчитан не только на ту аудиторию, что обычно заполняет кинотеатры, а это люди от 15 до 25 лет. Продюсерам Константину Эрнсту и Анатолию Максимову удалось привести на «Высоцкого» людей разных возрастов - точно так же, как за несколько лет до этого на «Иронию судьбы. Продолжение», с ее рекламным слоганом «Своди тещу в кино». Но, если «Ирония» в 2007 году собрала в России около $50 млн, то «Высоцкий» в 2011-м - уже только около $28 млн, и это все равно лучший результат среди отечественных игровых картин за последний период.

2008-й стал для нашего кинематографа переломным рубежом, и дело не только в мировом финансовом кризисе. Технологическая революция в кино, связанная с приходом 3D, и удорожание билетов на 3D-сеансы (у трехмерного «Железного человека-3» существует изначальное преимущество по отношению к «Легенде»), падение доверия к российскому кино из-за большого количества широко разрекламированной некачественной продукции, пиратство, тот факт, что уже целое поколение российских зрителей выросло на больших голливудских франшизах, - причин много, но факт остается фактом: результат, который шесть лет назад мог считаться просто хорошим, сейчас расценивается как чемпионский.

Отдельный вопрос: почему именно «Легенде», судя по всему, удастся выйти в чемпионы? Строго говоря, ответ на него дал в «Известиях» два дня назад продюсер картины Леонид Верещагин: сейчас «выстреливают» только фильмы-события, а чтобы стать таким событием, отечественная картина должна соединять в себе сильную человеческую историю, мощный визуальный ряд и высокое постановочное качество.

В «Легенде» все это есть, плюс - закручивание сюжета вокруг первого матча суперсерии игр СССР-Канада 1972 года.

Последнее время часто приходится слышать фразу: «Победа в Великой Отечественной и Юрий Гагарин - вот то единственное, что нас сейчас объединяет». Сознавая разность масштабов событий, выигрыш у канадцев в том, первом, матче тоже можно добавить к этому списку.

«Это был Сталинград!», - говорил в программе Бондарчука «Кино в деталях» отлично помнящий то время и сыгравший в «Легенде» одну из главных ролей Владимир Меньшов. И то, что авторы сумели пройти по тонкой грани между патриотизмом и ура-патриотизмом, не свалившись в последний, - тоже работает на фильм, не отвращая от него образованную часть публики. За это, в числе прочих, - отдельное спасибо молодым авторам последней редакции сценария: Михаилу Местецкому и Николаю Куликову.

Проект «Легенда № 17» возник в 2007 году. Фильм вышел на экраны шесть лет спустя. Все это время продолжалась работа над сценарием, поиск режиссера, исполнителя главной роли, наконец, тех голливудских специалистов, что могут поставить хоккейные сцены. При всем «особом статусе» студии Никиты Михалкова, вряд ли это было бы возможным, не случись три с половиной года назад реформа кино и не возникни система мейджоров - то есть студий, которые, имея «подушку безопасности» в виде гарантированной государством части денег на фильм, получили возможность спокойно развивать проект.

«Легенда № 17» - одно из доказательств, что реформа была затеяна не зря. И что, не будь ее, понятие «кассовый успех» ассоциировалось бы у нас исключительно с фильмами, подобными «Карлосону» и «Что творят мужчины». Кстати, ходят упорные слухи, что, в соответствии с новыми веяниями, произведшую эти и ряд других, подобных, комедий компанию Enjoy Movies с этого года тоже включат в список «студий-лидеров» с приоритетным госфинансированием.