Политическая элита Литвы обмельчала
На модерации
Отложенный
С того момента, как стало известно о запланированном на сентябрь 2013 года совместном белорусско-российском учении «Запад-2013», прошло немало времени, а страсти все еще не улеглись.
Кто только не комментировал эту новость: и действующие политики, и отставные генералы, и уволенные журналисты – в основном в Польше. Однако, разобравшись, стало ясно, что первоисточником информации выступило военно-политическое руководство Беларуси, которое, как и положено, в соответствии с требованием Венского документа 2011 года до 15 ноября 2012 года проинформировало все страны ОБСЕ по межгосударственной коммуникационной сети связи об уведомляемой военной деятельности на 2013 год. Если быть точнее, то, согласно заявлениям представителя Национального агентства по контролю и инспекциям, соответствующий документ был отправлен 14 ноября 2012 года. Так в чем же эксклюзив, если самой «новости» уже почти полгода?
Курьезная ситуация сложилась в Литве, где СМИ «проспали» угрозу национальной безопасности и потому самыми последними подключились к ажиотажу. Впрочем, они всегда отличались «оперативностью» подачи информации. Как говорится, не успела осень наступить, как пресса пожелтела. Байка журналистов о вероломном захвате Литвы и ядерном ударе ни то по Варшаве, ни то по Вильнюсу облетела все страну. В нее поверил даже литовский министр обороны Юозас Олекас. Он сразу заявил прессе, что якобы ни Беларусь, ни Россия не уведомили своих западных коллег о предстоящих маневрах. Уже потом, одев свою любимую бабочку в горошек, Олекас извинился и подтвердил, что литовская сторона задолго до этого была проинформирована белорусскими коллегами. И тут же, пытаясь поправить имидж самого неосведомленного министра в ЕС, добавил: «Я думаю, что… некоторые элементы, которые используются на этих учениях, направлены против соседей. Этого не должно быть». После этой ремарки все эксперты окончательно утвердились во мнении, что литовское руководство верит докладам, подготовленным на основе газетных публикаций.
Очевидно, что Венский документ 2011 года «прошел мимо» литовского министра. А ведь там сказано, что подробную информацию об уведомляемой деятельности «гоcударcтва-учаcтники будут давать в письменном виде всем другим гоcударcтвам-учаcтникам за 42 дня или более до начала этой деятельности в зоне применения мер укрепления доверия и безопасности». Конечно, Олекасу, врачу по образованию, вряд ли рассказывали о международном праве, а тем более в области безопасности и укрепления мер доверия. Но после таких проколов ему надо задуматься о смене штата Департамента международных отношений. А литовской общественности все же следовало бы знать истинные мотивы проведения белорусско-российского учения «Запад-2013».
Оказывается, руководство Союзного государства Беларуси и России немало обеспокоено ростом военной активности НАТО в Польше и странах Балтии. Это заключается, прежде всего, в увеличении количества мероприятий оперативной подготовки Объединенных вооруженных сил Альянса в регионе из года в год. Так, в 2013 году запланировано участие литовских вооруженных сил в коалиционных учениях: Yellow Knight 2013 (6 – 12 апреля, место проведения – Дания), Saber Strike 2013 (15 – 21 июня, Литва), Open Spirit 2013 (19 – 29 августа, акватория Балтийского моря), Сombined Endeavor 2013 (10 – 23 сентября, Германия), Steadfast Jazz 2013 и Baltic Host 2013 (в текущем году объединены и пройдут 28 сентября – 10 ноября на территории Польши и стран Балтии) и других. По одним только этим маневрам соотношение между НАТО и Союзным государством Беларуси и России уже 6:1. А с учетом национальных учений в рамках оборонного ведомства Литвы всех маневров наберется более 30.
Кроме того, вызывает тревогу и решение литовского военно-политического руководства увеличить уровень военных расходов в 2013 году с 0,77% ВВП до 1%. К концу 2016 года финансирование оборонной сферы Литвы должно достичь общенатовского стандарта в 2% ВВП. Похоже, США и НАТО пытаются навязать Союзному государству Беларуси и России новую «гонку вооружений». Но ни Беларусь, ни Россия не заинтересованы в повышении уровня милитаризации и напряженности в регионе.
Одновременно, литовская пресса, умалчивая эти факты, любит писать о том, как Вооруженные Силы Беларуси превосходят армии соседних стран по количеству танков, бронемашин и тяжелым артиллерийским системам. При этом нивелируется качественное состояние этой техники. Почти все вооружение белорусской армии – советское. С течением времени его состояние ухудшается, требуется все больше средств на ремонт и модернизацию. Беларусь на сегодняшний день испытывает трудности в осуществлении оборонных расходов в соответствии с нуждами армии. Если сопоставить темпы их роста с темпами инфляции, то окажется, что ассигнования остались на прежнем уровне или даже уменьшились.
Даже Министр обороны Беларуси Юрий Жадобин на пресс-конференции, посвященной Дню защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, дипломатично высказался по этому поводу: «Вооруженные силы Беларуси не обладают оружием завтрашнего дня, они обладают оружием, которое позволяет выполнять поставленные задачи. Что же касается перехода на современные системы и образцы вооружения и военной техники, развития военной инфраструктуры, то сейчас в этом направлении Беларусь реализует только те проекты, которые могут дать стратегический результат. Это, прежде всего, создание автоматизированной системы управления Вооруженными Силами, обеспечивающей руководство войсками в реальном масштабе времени в условиях огневого и радиоэлектронного воздействия противника».
Следует отметить, что все эти мероприятия носят исключительно оборонительный характер. Кроме того, Беларусь проводит так называемую оптимизацию армии, планируя сократить ее численность на 15 тысяч в течение 5 лет. Тогда как Литва стремится увеличить численность собственных вооруженных сил на 1,5 тысячи человек к 2017 году.
Впрочем, эти рассуждения весьма условны, так как ни Польше, ни Литве не придется в одиночку противостоять Беларуси и России: на их стороне весь военный потенциал Североатлантического альянса. В этом случае на западном направлении группировка ОВС НАТО превосходит белорусско-российскую региональную группировку войск по танкам в 9 раз, по самолетам в 5 раз, а также (что, может быть, наиболее важно) обладает абсолютным превосходством по крылатым ракетам большой дальности различного базирования и в целом по высокоточному оружию.
В итоге, читая очередную статью «Lietuvos rytas» о «Западе-2013» как о некой «угрозе с Востока», еще раз приходишь к мысли, что при написании материала, порой, не столь важна квалификация ее автора, сколько необходима квалификация ее читателей. Например, как понять некоторых литовских экспертов, критикующих прежнее учение «Запад-2009» якобы за отсутствие транспарентности. Ведь те маневры, по оценке самих западных специалистов и военных атташе стран НАТО, являлись примером открытости. Количество наблюдателей и приглашенных было столь велико, что, без преувеличения, можно было открывать выставку «Военные мундиры стран мира».
Приходится констатировать, что литовская пресса, да и политическая элита Литвы, увы, обмельчала. Похоже, что все нормальные мужики уехали на заработки. Единственным мужчиной в этой ситуации оказался литовский президент.
В феврале 2013 года во время визита генерального секретаря НАТО в Литву Даля Грибаускайте совместно с Андерсом Фог Расмуссеном пытались успокоить разволновавшихся литовцев, отмечая, что ни «Запад-2013», ни «Steadfast Jazz 2013» не несут никаких угроз. Самое важное, по мнению Грибаускайте, при проведении таких мероприятий – это организовать необходимый обмен информацией в соответствии с общепринятыми мерами по укреплению доверия в сфере безопасности. Но это, похоже, не помогло. До сих пор слышатся откровенно бредовые (или провокационные?) высказывания литовских политиков и представителей СМИ, которые то ли хотят повысить на этой теме собственную популярность, то ли действительно напуганы до смерти.
Неудивительно, что в такой ситуации литовский президент так и не смогла найти себе спутника жизни среди литовских мужчин.
Комментарии