Мы против того, чтобы НАТО подменяло собой ООН

Накануне министерского заседания Совета Россия - НАТО, которое состоится 23 апреля в Брюсселе, мы обратились к известному российскому политологу Сергею Михееву с просьбой дать свою оценку взаимоотношений, которые сложились между нашей страной и Североатлантическим альянсом.

Реальный конфликт не нужен ни нам, ни им

Надо или нет иметь отношения с Альянсом? НАТО - это крупнейший и наиболее мощный военно-политический блок в мире. Помимо всего прочего, он находится в непосредственной близости от наших границ. Поэтому с НАТО необходимо иметь отношения, и переводить их в ситуацию конфликта, на мой взгляд, было бы неправильно, опрометчиво и неверно. Сейчас уже не имеет смысла вспоминать, что было когда-то, какими ресурсами мы обладали в советское время. К сожалению, эти времена прошли, мы живем в новой реальности. В этой реальности мы должны понимать, что НАТО остается потенциальным противником, однако наши отношения не находятся на грани конфликта. Реальный конфликт не нужен ни нам, ни им. Исходя из этого, мы должны выдерживать политический компромисс в отношении с Альянсом.

С одной стороны, мы жестко против расширения НАТО на Восток и вообще куда бы то ни было. Мы против того, чтобы НАТО подменяло собой ООН и всю систему международного права. У нас есть собственные интересы, которые мы будем отстаивать. Но, с другой стороны, нам совершенно невыгоден острый конфликт с НАТО. Здесь следует выдерживать дипломатический баланс, мы будем соблюдать свои интересы и вести по этому вопросу диалог. Когда-то это будет получаться, а когда-то - нет. Но это - другой вопрос, однако все равно диалог в любом случае лучше, чем ситуация бойкота. Я в этом убежден.

Ельцин и его команда солидаризировались с западной политикой

Что касается вопроса противоракетной обороны США, скажем откровенно: американцы не очень хотят учитывать наши интересы. Они предлагают какие-то варианты решения проблемы, которые решением проблемы не являются вовсе. У них своя позиция, и они на ней настаивают, а мы будем настаивать на своей. Они не хотят идти нам на уступки в сфере ПРО, а мы будем использовать это как фактор в спорах на другие темы. Такая практика всегда была, есть и будет: страны ищут рычаги давления друг на друга. На сегодняшний день США и НАТО - наиболее мощные действующие лица в мире. Такова реальность.

Что мы можем противопоставить расширению Североатлантического альянса на Восток? У нас есть рычаги противодействия: в первую очередь дипломатические. Это и давление на те страны, которые стремятся в НАТО, и давление на само НАТО. У нас есть экономические и политические отношения с ними. Напомню, что предыдущее расширение НАТО на Восток прошло без особого сопротивления с российской стороны. В 90-е годы, когда такое расширение в основном и состоялось, российская сторона вообще не высказывала никакой внятной позиции по этому вопросу. Ельцин и его команда солидаризировались с западной политикой. В том числе это и дало возможность так легко расшириться на Восток. Об этом надо помнить. Мы никаких условий не выставляли!

Американцы тоже понимают, что есть определенные ограничения. Если какая-то страна входит в НАТО, то мы можем принять меры со своей стороны. Они могут стать болезненными и для данной страны, и для США. Такие меры существуют, и я говорю не о военных мерах. До войны совсем не нужно доводить.