Наркоторговцу помогла суперсовременная система сличения

На модерации Отложенный

По данным «Известий», скандальный побег заключенного из столичного СИЗО № 3, более известного как «Пресненская пересылка», стал возможен из-за сбоя в работе электронной системы распознавания лиц, входящих и выходящих из стен режимного здания. Решение о внедрении такого комплекса безопасности в тюрьмах и СИЗО было принято еще в 2010 году тогдашним главой Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Александром Реймером. Сейчас сотрудники Следственного комитета и ФСИН пытаются понять, почему вместо обвиняемого в особо тяжком преступлении из камеры вывели мелкого воришку.

В середине апреля 27-летний гражданин Узбекистана Фаррух Тошматов сбежал из СИЗО № 3 под видом сокамерника. Надо отметить, что Тошматов был задержан оперативниками Госнаркоконтроля и с санкции суда помещен под арест 23 января этого года. Его обвиняли в покушении на сбыт наркотиков в особо крупном размере. Вмененная ему ч. 5 ст. 228.1 УК после недавних поправок в законодательстве предусматривает суровое наказание - от 15 до 20 лет лишения свободы или пожизненное заключение.

Пропажа заключенного была обнаружена вечером 15 апреля при вечерней поверке подследственных. Оказалось, что в этот день в суд должен был быть отконвоирован его сокамерник Бунед Тожибаев, пойманный на мелкой краже.

- При выводе из камеры Тошматов представился сотрудникам следственного изолятора Тожибаевым и назвал его анкетные данные. Мужчины очень похожи внешне, практически не владеют русским языком, в связи с чем подмена обнаружилась не сразу, - пояснили «Известиям» во ФСИН.

В результате в 11.50 Тошматова под видом Тожибаева передали полицейским-конвойным из ОМВД «Щукино». Они отвезли его в 150-й судебный участок, где мировой судья приговорил его к штрафу в 20 тыс. рублей и принял решение об освобождении из-под стражи. После того как с Тошматова сняли наручники, он скрылся - найти его до сих пор не удалось.

Сейчас ведется служебная и доследственная проверки по ст. 293 УК («Халатность») по факту беспрецедентного по своей дерзости побега. По данным «Известий», как следователи СКР намерены выяснить, почему не сработала высокотехнологичная система распознавания и сличения лиц, установленная в СИЗО.

В распоряжении редакции имеется документ, регламентирующий установку такой аппаратуры в тюрьмах и колониях. Еще 11 мая 2010 года замдиректора ФСИН Владислав Цатуров направил докладную записку тогдашнему директору службы Александру Реймеру.

«В целях усиления охраны объектов уголовно-исполнительной системы, исключения возможности совершения побегов лицами, заключенными под стражу, а также несанкционированного доступа на охраняемую территорию учреждений для содержания подозреваемых и осужденных следственные изоляторы, тюрьмы и исправительные учреждения оснащаются интегрированными системами безопасности (ИСБ)», - говорится в документе.

Он особо подчеркивал, что для «блокирования угроз различного типа» КПП учреждений необходимо оборудовать «системами электронного считывания и распознавания личности».

Для их внедрения Цатуров предлагал своему шефу внести поправки в Единые технические требования к ИСБ. Нововведения предполагали новую многоступенчатую систему «шлюзования», выдачу электронных пропусков, а главное - автоматическую систему face control по биометрическим параметрам лица человека.

«В среднем тамбуре устанавливается система электронного считывания и распознавания личности по биометрическим точкам лица человека. Распознавание происходит по считыванию лица проходящего через систему автоматически и заносится в базу данных, при выходе система производит обратное считывание и осуществляет поиск по базе данных. В случае отсутствия в базе данных идентификационных параметров лица, осуществляющего проход через КПП, система выдает как звуковой, так и световой сигнал тревоги», - говорится в документе.

Такая система должна была полностью исключить возможность подмены и выхода одного подследственного под видом другого.

Александр Реймер в 2010 году согласился с этими доводами и поставил свою резолюцию «согласен» на документе, узаконив таким образом новую систему и ее срочное внедрение.

Источники «Известий» во ФСИН утверждают, что в пресненском СИЗО такая система идентификации есть или, по крайней мере, должна была быть.

В пресс-бюро ведомства уточнили, что, такой системы именно в этом СИЗО нет, но в рамках служебной проверки уточняются обстоятельства побега. Кроме того, отдельная оценка будет дана «действиям или бездействию» должностных лиц. Результаты проверки могут стать основанием для «принятия процессуального решения» о возбуждении Следственным комитетом уголовного дела.

Надо отметить, что ранее СКР проводил несколько проверок о махинациях при закупках систем ИСБ для нужд СИЗО и колоний. Были вскрыты масштабные нарушения, однако конкретные подозреваемые до сих пор не установлены.

Как уже сообщали «Известия», из-за сокращения числа сотрудников ФСИН и несовершенства систем ИСБ число побегов из колоний и СИЗО за 2012 год возросло вдвое.