«Фонду имени Михалкова» накинули полмиллиарда

На модерации Отложенный

Сумма субсидий, которую получат близкие к Михалкову «лидеры киноиндустрии» выросла, а субсидии на авторское кино, распределяемые Минкультом — уменьшились.

Правительство, наконец, определило, сколько денег будет выделено на «важнейшее из искусств» в 2010 году, и главное, как именно они будут распределяться. Подарок киноотрасли был сделан накануне Нового года: 31 декабря 2009 года правительство подписало два постановления: «Об утверждении правил предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий на поддержку кинематографии» и «О федеральном фонде социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии». В понедельник они были опубликованы на сайте правительства.

3 ноября, на заседании совета по развитию отечественной кинематографии, глава Союза кинематографистов Никита Михалков предложил Владимиру Путину новую модель госфинансирования кино: перечислять деньги на полнометражные художественные картины в фонд социально-экономической поддержки отечественной кинематографии, откуда дальше они будут распределяться нескольким компаниям – «лидерам кинопроизводства». А «лидеры» уже на свой вкус будут отбирать у обратившихся к ним продюсеров перспективные, с точки зрения кассовости и массовости, проекты. Часть заработанного при этом производители должны вернуть обратно в фонд. А финансирование фильмов так называемых специальных категорий (короткометражные, анимационные, дебюты, арт-хаус, экспериментальное кино) осталось бы за Минкультом.

По словам Михалкова, система должна была решить нынешнюю проблему, когда из 100 профинансированных государством картин на экраны выходит меньше 50. Озвученная идея стала неожиданностью даже для Министерства культуры, а у неаффилированных с Михалковым кинопроизводителей вызвала бурю эмоций: гильдия продюсеров даже направила премьер-министру письмо, в котором выразила несогласие с предложенной схемой.

Премьер письму не внял, а сюрпризы для продюсеров и Минкульта на этом не закончились. Так, получив на днях текст утвержденного правительством постановления, в Минкульте с удивлением обнаружили, что сумма, выделенная ему на поддержку фильмов «специальных категорий» сократилась с согласованных в декабре с Минфином 1,4 млрд рублей до 850 млн рублей. Объем средств, предоставляемых в распоряжение михалковскому фонду, напротив, увеличилась на 500 млн — до 2,8 млрд рублей.



«Честно говоря, для нас это было шоком, – жалуется источник Slon.ru в Минкульте. – Нас никто не известил об изменениях в проработанном документе, и сейчас мы готовим письмо на имя председателя правительства или его заместителя Александра Жукова с подробно обоснованной просьбой вернуть ту сумму, которая фигурировала в проекте постановления. При сегодняшнем финансировании, мы не сможем оказывать нормальную поддержку кинопроизводству – дебютам, авторскому, детскому кино». А вот Гильдия продюсеров уже смирилась с новым порядком. «Какой смысл обсуждать решение правительства?» – говорит вице-президент Гильдии продюсеров Александр Атанесян.

По данным исследования компаний «Невафильм» и RFilms, в прежние годы средняя сумма выделяемых Минкультом госсредств на каждое дебютное и авторское кино составляла 15 млн и 25 млн рублей соответственно, а доля государства в этих проектах достигала 100% сметной стоимости. То есть в 2010 году будет снято на 27 подобных картин меньше – за счет пополнения фонда Михалкова.

При этом поддерживать нужно не успешных продюсеров, которые и так должны снимать коммерческие картины, а как раз авторское и документальное кино, дебюты, арт-хаус, детские фильмы, которые не могут самостоятельно пробиться к зрителю, считает кинопродюсер («Эйфория», «Россия 88») Александр Шейн. Тем более, что государство само постоянно об этом заявляло: еще в ноябре председатель комитета по культуре Госдумы Григорий Ивлиев утверждал, что «и детское, и авторское, и анимационное кино государство будет продолжать поддерживать».

Исходя из расчетов Минкульта, в 2010-м году на каждый крупный национальный кинопроект планировалось выделять до 200 млн рублей – и несмотря на то, что правила отбора «лидеров производства» фондом до сих пор неясны, так же, как пока неизвестен его исполнительный директор (утвержден только состав попечительского совета, в который, разумеется, вошел и Никита Михалков), теоретически, 2,8 млрд руб достанутся в лучшем случае 14 продюсерам на 14 художественных картин. Остальные будут учиться снимать кассовые фильмы без поддержки федерального бюджета.