Россия в ВТО: предварительные итоги

На модерации Отложенный

Хотя о результатах вступления России в ВТО говорили уже задолго до этого события, но теперь есть повод с цифрами подтвердить здравые опасения, которые высказывались против спешки с ратификацией протокола.

Более полугода Россия является членом ВТО, и уже становится заметной отрицательная для нас динамика изменения рынка строительной и специальной техники. Некоторые адекватные статистические цифры мы найдём даже не на сайтах министерств Минпромэнерго и Минэкономразвития, которые должны по определению поддерживать их в актуальном состоянии, а в Союзе Машиностроителей. По данным его профильного Комитета отгрузка тракторов, сельхозмашин, коммунальной и дорожно-строительной техники за 2012 год снизилась  в среднем на 25% в сравнении с 2011. В абсолютном выражении общее количество неотгруженной продукции машиностроения на 1 января 2013 года составило 9639 машин.  И если в 2010 - 2011 году выпуск опережал спрос  у 12% предприятий, то уже к ноябрю  2012 года этот процент составил 31%.

Произошло падение поставок отечественной техники как на внутренний, так и на внешний рынок. Уменьшение экспорта в 2012 году в сравнении с 2011 составило в среднем 27,1%. Тенденция по импорту говорит об его увеличении в общем объёме поставок на отечественном рынке техники. Так, например, доля импорта бульдозеров за последние два года возросла с 56 до 60% общего объёма потребления такой продукции.

Таким образом, нужно констатировать факт: в целом по всем параметрам отечественные производители от вступления в ВТО проигрывают – импорт вытесняет нашу продукцию с нашего рынка и не пускает на иностранные - ходить туже в широко открытые «двери» ВТО стало более затруднительно.

Между тем, разговоры о господдержке российского машиностроения начаты еще задолго до вступления России в ВТО. Так, по словам заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева, за 2010 – 2011 государство посредством субсидий, госгарантий по кредитам профинансировало  машиностроение более чем на 400 млрд.руб., но проблемы отрасли это не решило. К моменту ратификации протокола изношенность основных фондов достигала 70%, а мировому уровню соответствовало только 15% отечественных технологий.

По словам директора Института глобализации и социальных движений Бориса Кагарлицкого, наша страна даже отказалась от возможных преференций. Не так поступил, например, Китай: подписывая документы при вступлении в ВТО, руководство Китая официально объявило, что выполнять они будут лишь те пункты, которые выгодны им, остальные проигнорируют. При этом американская администрация закрыла на это глаза, предложив другим участникам ВТО потерпеть китайцев.  Так и объясняется китайское экономическое чудо – агрессивной экспансией на чужие рынки из-за невыполнения ряда подписанных обязательств. К слову, за последние два года в структуре импорта в Россию доля китайской продукции по ряду позиций неуклонно поднимается. В частности доля китайских поставок портальных кранов и самоходных передвижных кранов на опоре достигла 44%.

Россия только-только начинает ощущать обещанные «выгоды» ВТО - стагнацию собственного производства с четко ощутимым вектором его сворачивания. Между тем, многолетний опыт наших соседей -  Украины (5 лет в ВТО) и Киргизии (15 лет в ВТО) должен был стать для нас свидетельством, предупреждающим,  что от вступления в ВТО страдают не только проблемные отрасли производства, но и вполне успешные могут прекратить своё существование, а экономика может превратиться в реэкспортную. Так, например, коэффициент покрытия импортом киргизского рынка в целом составил 91%, большая часть которого идёт на импорт в другие страны. Что же касается иностранных инвестиций, то опыт Украины показывает: в лучшем случае они уходят в банковский сектор, страхование и торговлю.

Аналогичные тенденции уже заметны и у нас: вступив в ВТО, мы тем самым достигли противоположного результата - увеличения импорта, снижение экспорта и, как следствие, сокращение собственного выпуска аналогичных товаров. В словах влиятельных лиц, ратовавших за вступление во Всемирную Торговую Организацию, уже проскакивают оговорки «угроза». Так, в частности,  Владимир Гутенев сказал, что «проводится очень большая работа по выработке мер, парирующих угрозу ВТО».  При этом несколько ранее – сразу после вступления России в ВТО он заявил, что это историческое событие «со знаком плюс». Такой диссонанс в словах адепта ВТО указывает на реальную весомость обнаруженных «минусов» по отношению  к гипотетическим «плюсам».

В своё время директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий объяснил, что ВТО навязывает главное правило игры в мировом экономическом пространстве - открытие внутренних рынков для чужой продукции. В России первый удар на себя приняли отечественные машиностроители и сельхозтоваропоизводители. А ведь именно они составляют основу  функциональной экономики государства, которая базируется не на выкачивании денег из-под земли и не на печатном станке, а на создании рабочих мест, повышении уровня жизни россиян, наполнении рынка отечественной качественной продукцией.

Россия всегда старалась строить прозрачные отношения на мировом рынке. Возможно, поэтому она и страдала от тех, кто играл без правил. В частности от экспансии китайской продукции машиностроения, которая усилилась после вступления России в ВТО.

Российский менталитет не позволяет нам игнорировать подписанные договоренности, даже если они не выгодны. Однако мы можем и должны все минусы вступления во Всемирную Торговую Организацию обратить в плюсы, и это большой труд. Для начала следует признать ошибкой сам факт такого преждевременного вступления, показать реальную статистику по рынку, даже если она покажется неутешительной. И только с актуальной и открытой информацией в руках можно будет вырабатывать стратегию и тактику поведения исходя их имеющихся в стране условий.