Мясорубка для Дымовского
На модерации
Отложенный
В минувшую пятницу довольно нашумевшее дело майора-разоблачителя Дымовского приобрело новый поворот. Его меру пресечения изменили на заключение под стражу, что сразу вызвало дружный гул: "Дымовского посадили!". Это, несомненно, значимая веха в приключившейся истории. Во всяком случае, она расставляет точки над несколькими "i", такими, например, как кому и зачем был нужен проект "честный мент".
Естественно, что Дымовского никто не создавал специально. Да, собственно, ничего удивительного в том, что человеку пришла в голову мысль снять и выложить в сеть ролик, нет. Просто обратите внимание на риторику первого ролика. Поток сознания, слабо структурированных и перепутанных мыслей. Тут и рука, которая болит, и глобальная проблема коррупции - все вместе. Как верно отмечено в одной из публикаций по этому поводу, тут звуки и интонации важнее содержания. Однако в последующих роликах и заметках, которые, к слову сказать, быстро взял для опубликования портал slon.ru, картина стремительно меняется. Речь по-прежнему простая, но есть уже и структура, и композиция. И образ выдержан. Теперь майор не делает посягательств на красивые обороты, вроде "слова огненными буквами вонзились в мозг".
Его темы: день рождения жены ("Я уже позвонил теще, сказал, чтобы она плов готовила") и традиционная для смятенной русской души исповедальная ("Я хочу получить сейчас благословение. Я православный. Я редко хожу в церковь. Бог у каждого должен быть в душе"). Ну и остренькое, а куда без этого: "Путина я больше не считаю нормальным мужиком. Он реально лох! Вот реально, для меня, по-мужицки, он - лох! Я хотел с ним просто по-мужски встретиться и нормально поговорить". Собственно, тема про Путина, как таковая, уже и оформилась на "Слоне", а до этого выступления Дымовского были просто криком простой человеческой обиды - обоснованной или нет - не нам судить. Вернее, не оформилась, а оформили, причем, достаточно качественно. "Реально" - для народа, "лох" - для дискурса. И этот простой русский милиционер нашел отклик в народных сердцах: "пока что вижу русское лицо, говорящее откровенно, искренне и без страха для всех, кто еще может соображать".
По-настоящему, Дымовский первые несколько дней после своего появления был "ничейный". То есть такой неотработанный материал, неограненый алмаз, гранить который могла и власть и оппозиция в той форме, в какой им вздумается. Власть отказалась, оппозиция подобрала. Отчистила, отполировала, вложила в уста огонь, а в сердце порох и отправила. К Путину. Но он, обойдя полстраны, добрался только до СИЗО города Краснодара, где сейчас и находится.
А теперь можно ответить еще на один вопрос, а именно, почему же Кремль не взялся за разработку "проекта Дымовский?" В принципе, чтобы его у оппозиции перехватить, достаточно было организовать встречу премьера с майором. Но, а что за сакральную тайну открыл майор? О том, что милиция, как институт сгнила еще десять лет назад? О трудностях с социальным обеспечением? Он назвал фамилии или предложил новый эффективный способ исправления ситуации? Иными словами, он не выдал в своем ролике ничего такого, что соответствовало бы заявленному масштабу - встрече с премьером. Его петиция не осталась без ответа, было предложено встретиться с заместителем министра внутренних дел Рашида Нургалиева. Однако его Дымовский в своих заметках приравнивает его к статусу охранника, в то время как просил аудиенции у директора. Тут не известно, самого ли Остапа так понесло или это был ход его новых пиар-менов, но как факт - консенсуса не случилось.
Это один из немногих случаев, когда высокий рейтинг народного доверия премьера сыграл против. Путин, в особенности после Пикалево, действительно стал настоящим "волшебником на голубом вертолете" и всероссийским "дедом морозом", у которого все чего-то просят. И если он сам лично не взялся "разрулить", то это равносильно концу света. Ведь за молчанием Путина мало кто заметил отказ Дымовского от встречи людьми с более низких инстанций, которые ему предлагалась. Хотя, казалась бы, какая разница, опираясь на такие широкие народные массы, о которых майор сам не уставал говорить, можно было начинать и с малого. Все равно с такой поддержкой дела не замолчать. Но здесь дело уже перешло в эфемерный мир статусов, символов и знаков, где премьер - это win, а замминистра - loss.
Надо сказать, что и изначально Дымовский позиционировал в большей степени самого себя, хоть и опирался постоянно на народ. "Реально у меня сейчас, как Архимед говорил, что дайте мне точку опоры, и я переверну этот мир". После таких слов надо ни много ни мало тихо вывести Нургалиева из его кабинета, а вместо него посадить там Дымовского.
Такого, разумеется, никто не позволил бы, хотя бренд кухарки, управляющей государством, традиционно очень популярен. Поэтому следующим шагом Дымовского стал разворот на 180 градусов и создание собственного "правозащитного движения", которое будет бороться "за мир во всем мире и против плохих". Последствия этой борьбы очень хорошо отражены еще одним комментарием от простого блогера: "И вот что самое жестокое во всем этом – непонятно, то ли действительно кто-то правильные вопросы начинает поднимать и готовить народ, то ли придут после таких вот обращений (хаос в стране) на все готовое американчеги или китаезы".
К тому же этот маневр уже никак не мог стать личной задумкой простого майора, иначе он с такой смекалкой давно бы уже сиял генеральскими погонами. Надо сказать, что число его сторонников после этого поуменьшилось, они остались только в более концентрированном виде в рядах "Белой ленты", а "простой народ", покумекав, понял, откуда ноги растут и где собака зарыта, и, доев попкорн, вернулся к обычным заботам. И ролики помаленьку стали терять популярность. Самый первый за несколько дней набрал почти 114 тысяч просмотров, а провокационные заявления 17 января с трудом перевалили за 5 тысяч. Но миссия Дымовского заключалась вовсе не в том, чтобы приводить в движение народные массы. Была разыграна партия, красивая и беспроигрышная. Дымовского сажают под стражу - кровавый режим торжествует, и ежу понятно становится, что, как говорят обычно у диссидентов, "эта страна" - обречена.
Больше всего жалости в этой ситуации вызывает сам Алексей Дымовский. Нет, не будет он вторым Ходорковским, как многие ему пророчат. И калибр не тот, и легенда. Ему народная молва уже присвоила номинацию "мент-гапон", и никуда от нее не деться, тем более что действительно похож. И даже не тем, что стал безоглядною жертвой собственного запала. Ассоциации напрашиваются после замечания, которое сделал в своем блоге Олег Козырев: "К сожалению, многие мои единомышленники в оппозиции мягко говоря сторонились Дымовского. Я конечно понимаю, что идеально было бы ждать годами прекрасного милиционера, который прискакал бы на белом коне и сообщил бы о коррупции, преклонив колено в клятве верности идеалам либерализма. Но такого милиционера нет пока и вряд ли появится".
Когда Гапон после "кровавого воскресенья" попал в Париж, он попытался примкнуть к революционным движениям. Заводил беседы, в том числе и с Плехановым, но, проявив абсолютную политическую неграмотность и разгильдяйство, был тем с негодованием отвергнут. Не приняла интеллигенция, за права народа боровшаяся, выходца от этого народа. Так и Дымовского его новоявленные сотоварищи не приняли. То ли знали, что ему путь в СИЗО уготован, и он с ними ненадолго, то ли вообще "не вынесла душа поэта". В любом случае, он свою роль уже сыграл. Нет оснований полагать, что его приговор (если он будет) ознаменуется чем-то более серьезным, чем 2-3 пикета. И вот это, действительно, горько.
Дымовский совершенно справедливо вызвал симпатии множества людей. Не из-за грамотно подобранной композиции и концепции "простого русского человека", созданной для него в последующих роликах и статьях, о чем говорилось ранее - нет, они здесь не определяющие. Ему поверили как раз потому, что идея его и цель изначально, в сути своей - были понятны и правильны, а главное - исходили от него самого, были им прочувствованы. Это вам не упаковку Тайда поглаживать на камеру - нежно и неестественно. Это был Поступок. Поступок, на который лишились бы немногие даже из тех, кому, как и Дымовскому, "нечего терять, кроме собственных оков". Потому и прокручивали, затаив дыхание, ролики, находя в них свои собственные стремления, невыраженные, загнанные в угол бытом, страхом или ленью. Бросили смотреть только тогда, когда это стало очередным продуктом, проектом, товаром.
Товаром, который другие люди - менее бесшабашные, но более хитрые - ловко использовали в своих целях. Можно ли сказать, что Алексей Дымовский - жертва системы? Типичная, только не надо под системой понимать Кремль и его окрестности, в данном случае это понятие гораздо шире. Мораль сей басни в том, что политика - это большая шахматная доска. А для некоторых, вроде Дымовского, и вовсе - гигантская мясорубка, которая перемалывает их в своем чреве, чтобы они стали частью общего узорчатого фарша. И ножички оппозиционеров в этой мясорубке оказываются порой куда острее и опаснее, чем громадный маховик официальной власти.
Комментарии