Обама и Медведев изображают диалог
На модерации
Отложенный
27 января в Вашингтоне начинается заседание совместной российско-американской рабочей группы по гражданскому обществу, созданной по итогам прошлогодних переговоров между президентами Обамой и Медведевым. Американскую часть группы возглавляет специальный помощник президента Обамы по вопросам национальной безопасности Майкл Макфол, российскую — первый заместитель руководителя Администрации президента Медведева Владислав Сурков. Последний известен в России и за ее пределами как идеолог «суверенной демократии» и инициатор подавления гражданских свобод и прав человека. Он также считается вдохновителем и организатором прокремлевских молодежных движений, которые ведут свою деятельность, балансируя на грани закона.
Назначение Суркова российским сопредседателем группы было встречено многими в России и США с недоумением и критикой. В июле прошлого года 23 российских правозащитника обратились к президенту Медведеву с просьбой пересмотреть решение об этом назначении Суркова. В декабре прошлого года 71 американский конгрессмен направили президенту Обаме письмо с требованием не принимать участия в работе совместной группы, пока Кремль не сменит ее российского сопредседателя. Владислав Сурков, по словам конгрессменов, слишком себя скомпрометировал.
Обращения российских правозащитников и американских конгрессменов действия не возымели. Может быть, было бы некоторым преувеличением сказать, что назначение Суркова сопредседателем группы по гражданскому обществу подобно тому, как если бы Рейнхарда Гейдриха ввели в международную комиссию по борьбе с ксенофобией или Пол Пота назначили судьей международного трибунала по преступлениям геноцида. Тем не менее, абсурдность назначения Суркова в данном случае очевидна.
Дело, однако, не только в персоналиях. На первой встрече в Вашингтоне будут обсуждаться три темы: по предложению российской стороны – коррупция и преступления против детей, по предложению американцев – негативные стереотипы и мифы в двусторонних отношениях. Разумеется, эти темы важны, как и множество других. Однако проблемы гражданского общества можно условно разделить на две категории: проблемы, сводящиеся к нарушениям прав человека, и проблемы отсутствия механизмов обеспечения гражданского общества, его защиты.
Любой мастер подтвердит, что для получения качественного продукта необходим хороший инструмент. С помощью лома и кувалды невозможно создать компьютер или построить космическую ракету.
С помощью авторитарных механизмов власти невозможно создать гражданское общество и обеспечить права человека. Бессмысленно обсуждать борьбу с коррупцией и бесправное положение детей, но при этом забывать о фундаментальных правах, обеспечивающих возможность выживания гражданского общества; забывать об инструментах, позволяющих гарантировать соблюдение прав человека. Эти необходимые инструменты – свобода ассоциаций, свобода слова и средств массовой информации, право на митинги и шествия, право граждан быть источником власти в стране. И как раз эти темы оставлены за бортом переговоров в Вашингтоне. Такой формат переговоров вполне соответствует позиции Кремля. Как теперь очевидно, и позиции американской администрации тоже.
В интервью газете «Известия» в минувшую субботу Владислав Сурков говорил о подготовке вашингтонской встречи: «Мы стремились по возможности обходить вопросы, по которым вряд ли сможем пока договориться», — объяснил Сурков. Банальное нежелание обсуждать действительно острые проблемы Сурков выдает за фатальную невозможность договориться. Как будто существуют некие таинственные природные силы и непреодолимые объективные обстоятельства, препятствующие обсуждению важных тем. Согласие с такой позицией американской стороны уже давно не удивительно, но все еще весьма прискорбно.
Сохраняя предвыборную стилистику Обамы, встречу в Вашингтоне следовало бы проводить под лозунгом «We can not». Этот лозунг мог бы стать символом мифической «перезагрузки» российско-американских отношений, которая существует исключительно в воображении ищущих популярности политиков. Обсуждать приятные для обсуждения вопросы можно с упоением, бесконечно долго и абсолютно безрезультатно.
Все получается, как в анекдоте про пьяного, который искал под уличным фонарем потерянный кошелек. Прохожий решил ему помочь, они долго искали вместе, пока пьяный не признался, что потерял кошелек в соседнем темном переулке. «Так что же мы ищем его здесь?» — удивился прохожий. «Потому что здесь светлее», — последовал ответ.
Что найдут Макфолл и Сурков на переговорах в Вашингтоне? Успех этой встречи так же возможен, как вероятность найти под фонарем кошелек, потерянный в соседнем переулке.
Комментарии