Маневр вестернизации. Пресс-конференция Жореса Алфёрова.

На модерации Отложенный

Назревавшие последние годы противоречия между минобразования и академической наукой в лице Российской академии наук (РАН) прорвались наружу громким скандалом. Как известно, глава образовательного ведомства Дмитрий Ливанов назвал Российскую академию наук системой «очень неэффективной, недружелюбной по отношению к людям, которые там работают, несовременной и архаичной». Из выступления министра становится ясно, что он вообще хотел бы отказаться от роли РАН в организации фундаментальной науки и по западным стандартам, принятым в первую очередь в США, передать функции научных исследований университетам.

Эти слова министра вызвали не только критику общественности, но и протестные действия со стороны академиков. 26 марта РАН опубликовала открытую телеграмму, подписанную рядом известных имен. По мнению авторов телеграммы, заявления министра оскорбили многотысячный коллектив сотрудников высшей научной организации страны. Последовали извинения с оттенком снисхождения и подчеркиванием, что мнение министра не изменилось.

27 марта в знак протеста против позиции министра Ливанова вице-президент РАН нобелевский лауреат, академик Жорес Алфёров объявил, что покидает пост председателя Общественного совета при министерстве образования и науки. В своем заявлении всемирно известный ученый подчеркнул, что год назад, когда Ливанов предлагал ему пост председателя Совета, министр совершенно иначе говорил о роли и значении РАН.

28 марта в Санкт-Петербургском научном центре Российской академии наук Жорес Алфёров выступил на брифинге, посвященном возникшей конфликтной ситуации, и ответил на вопросы журналистов.

Академик Алфёров принял решение оставить пост председателя Общественного совета при минобразования не под влиянием эмоций, а вполне взвешенно и обдуманно. Об этом он рассказал подробно и со свойственной ему иронией:

– Я не знал о выступлении Ливанова на радио. Увидел отрывки его выступления в вечерней программе «Время». Меня возмутило выступление министра. Лег спать, а утром проснулся и… чувствую, что возмущение не прошло. Тогда я принял твердое решение написать заявление. Позже Ливанов извинился. Но мое решение мотивировано не личными обидами, а принципиальным отношением руководства минобразования к науке. Я же отреагировал не на форму высказывания, а на его содержание.

– На последней коллегии минобрнауки, 20 марта, – продолжал академик, – после доклада Ливанова я изложил мое видение развития науки и образования в России как нашего общего дела и отметил выдающуюся роль в этом РАН. Традиции эффективного сотрудничества РАН и вузов нашей страны сохраняются столетиями и развиваются академией наук все последние годы. К сожалению, господин Ливанов либо не понимает этого, либо, что еще хуже, сознательно пытается разорвать науку и образование.

На вопрос, какие цели может преследовать министр образования, пытаясь отстранить РАН от науки, Жорес Алфёров в осторожно-деликатной форме, но с многозначительной улыбкой выразил свое предположение:

– У Академии наук есть много неприватизированного имущества, сотни тысяч гектаров земли, недвижимость.

Вероятно, считается, что всё это неэффективно используется.

К слову, в минобразования продолжают настаивать на своих планах «реформирования» организации и субсидирования науки. При этом финансирование намечается немалое: госпрограмма «Развитие науки и технологий» в 2013–2020 гг. обойдется госбюджету в 1,6 трлн рублей. Эти огромные деньги образовательное ведомство намерено контролировать исключительно самостоятельно, лишив Академию имевшихся ранее финансовых полномочий.

На брифинге поднялся вопрос о необходимости сохранения Российской академии наук.

– РАН как форма организации отечественной науки не просто нужна, она необходима, – убежден Алфёров. – Эту необходимость признают не только российские ученые, но и мировое научное сообщество. Авторитет РАН в мире очень высок. То, что делают сегодня наши ученые в системе РАН, нужно всем: и государству, и обществу, и бизнесу. В мае прошлого года президент Путин говорил о планах по созданию в России 25 миллионов рабочих мест в сфере наукоемкого производства. Но как это можно сделать без фундаментальной науки! Ведь фундаментальная наука – основа прикладных отраслей научного знания, высоких технологий и развития новейшего производства.

Вместе с тем академик Алфёров не отрицает и наличия проблем, возникших в последние годы в Российской академии наук, а также признает необходимость добиваться модернизации отношений науки и образования.

– Да, проблемы есть: недофинансирование, дефицит кадров. Но я больше думаю о единстве науки и образовании. Сегодня в образовании нужно готовить к тому, что будет в науке завтра, а этому надо учить. И то, что делает в этом отношении Академия, развивается в фарватере наших собственных идей, наших традиций и накопленного веками предыдущего опыта. Но то, что пытается внедрить Ливанов, переводя науку из системы РАН в университеты, – это примитивное заимствование у Запада, причем без всяких оснований. И не нужно противопоставлять Академию и университеты. Да, многие вузы делают прекрасные вещи. Но Академия лучше сохранила свой научный потенциал. Давайте делать науку вместе. Наша задача поддерживать профессионалов. Кстати, если бы в минобразования было больше профессионалов, то было бы лучше.

В заключение брифинга Алфёрову задали вопрос: почему в современной России не ведется популяризация науки? На что Жорес Иванович ответил кратко и вместе с тем исчерпывающе: «Когда наука не нужна, тогда и популяризации нет. Увы, сегодня это очевидно».