Путин мог использовать Кипр, чтобы наказать россиян

На модерации Отложенный

Антикризисная программа для Кипра наконец-то была принята, однако, вопреки ожиданиям многих, участие России в спасении островного государства – минимальное, пишет The Christian Science Monitor. Ранее Никосии предлагали ввести 10-процентный налог на депозиты, и тогда президент РФ Владимир Путин раскритиковал этот шаг как «непрофессиональный и опасный». Теперь же клиентам Банка Кипра и «Банка Лайки» придется расстаться с 30 процентами своих сбережений, однако Москва почему-то молчит, отмечает издание.

Как сообщается, богатые россияне держат на Кипре около 31 миллиарда долларов, а Путин без труда мог бы выделить средиземноморской стране семь с половиной миллиардов. Но он этого не сделал, предположительно, из-за того что Евросоюз посчитал такой сценарий совершенно неприемлемым. «Что могла поделать Россия? – сетует Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации. - Это ведь была позиция не одной Германии, а всего Евросоюза. Они решили проблему за счет России, максимально жестоко. Европа предала Россию».

Однако, по мнению некоторых аналитиков, слабая реакция Москвы на новые антикризисные меры объясняется тем, что не так уж много российских денег будет потеряно.

Возможно, богатые бизнесмены из России держали большую часть своих активов в банках, которых не коснется новый налог, пишет The Christian Science Monitor.

В свою очередь, аналитики монреальского Центра изучения глобализации предполагают, что «самые богатые россияне, находящиеся ближе всего к Кремлю, могли использовать политический хаос прошлой недели, чтобы быстро перевести деньги с Кипра благодаря одной большой лазейке: Банк Кипра владеет 80% российского «Юниаструм банка», который на прошлой неделе не вводил ограничений на снятие денежных средств российскими вкладчиками».

Другие же склонны считать, что Путин не стал спасать Кипр, потому что хотел «по-тихому наказал неплательщиков налогов», прятавших свои капиталы в банках островной республики. Путин всегда был против офшоринга, и теперь у него появилась возможность осадить непослушных бизнесменов, отмечает Алексей Ведев из Института экономической политики имени Гайдара.