Почему православной церкви выгодно спасать Кипр?

Кипру грозит банкротство. Православная церковь готова пополнить государственную казну деньгами и ради этого даже заложить свою недвижимость, сообщает Немецкая Волна. Тесная связь церкви и власти существует на Кипре веками.

Православный архиепископ Крисостомос II молча смотрит в объективы камер, в то время как Президент Кипра Никос Анастасиадис нервно стучит что-то пальцами. Они собираются вместе позавтракать и обсудить положение государства. Речь идет о том, что Кипру грозит банкротство, а план спасения от Европейского Союза местный парламент отклонил. Темой общения будет и щедрое предложение, которое главе государства сделал священнослужитель. "Церковь и монастыри ради спасения государства предоставят все", - пояснил 71-летний архиепископ в конце встречи состоявшейся на этой неделе в президентском дворце. Церковь, по его словам, готова заложить свою недвижимую собственность и выдавать облигации, чтобы спасти государство от финансового краха.

Может показаться странным, что церковь готова рискнуть своей недвижимостью ради государства, которое давно барахтается в долгах. Однако экспертов эта новость мало удивляет. В Восточной и Южной Европе можно наблюдать тесную связь между государством и церковью, говорит эксперт кафедры православного христианства университета Эрфурта Георгиос Трантас. Поэтому взаимоподдержка архиепископа и президента в ситуации - дело обычное.

Кризис на Кипре - испытание для отношений России и Европейским Союзом

Отношения между государством и церковью на Кипре особенно тесные. Церковь вмешивается в крупные и мелкие политические вопросы, архиепископ Крисостомос часто высказывается о мирском. Иногда киприотское духовенство реагирует на события достаточно жестко: например, десять лет назад оно выступило против плана примирения тогдашнего генерального секретаря ООН Кофи Аннана, направленного на воссоединение турецкой и греческой частей острова. Предложения генсека назвали чертовщиной.

Политическое влияние церкви на Кипре является значительным, констатирует представитель берлинского фонда "Наука и политика" Гюнтер Зойферт. Однако православные священнослужители считают свою мощную позицию второстепенной. Дело в том, что их высокий представитель традиционно избирается всеми членами местных общин под руководством пасторов.

"Таким образом архиепископа поддерживает большинство населения", - объясняет эксперт. На Кипре проживает миллион человек, из них три четверти исповедуют православное христианство.

Символы власти

Представители руководящего духовенства даже периодически занимают на острове высокие политические должности. Так, архиепископ Макариос в начале 1960-х годов вывел остров из-под британских властей и был избран первым президентом независимого Кипра. Во времена его правления произошло немало кровавых конфликтов с кипрскими турками. Архиепископ правил островом как духовное лицо и политик до своей смерти в 1977 году.

В целом среди близких к государственной власти православных церквей Южной и Восточной Европы киприотская играет особую роль, говорит специалист из православного христианства Трантас. Так сложилось исторически. Мол, православную церковь на острове основали еще в 45 году апостолы Павел и Варнава. Местная церковь получила 431 год широкой автономии, а позже византийский император предоставил местному архиепископу очень значительные, как на то время, полномочия. Вместо пастушьей палки архиепископ получил символ мирской власти - скипетр. Этот символ сохранился до сих пор. На встречу с президентом архиепископ Крисостомос ІІ пришел со скипетром в руках.

Экономические интересы церкви

Киприотская церковь контролирует настоящую экономическую империю, которая росла и удерживалась годы, даже когда островом правили чужеземцы. Местное духовенство умело договариваться с захватчиками. "Во времена турецко-османской империи церковь отвечала за сбор налогов", - приводит пример Георгиос Трантас из университета Эрфурта.

Сколько стоит духовная империя сегодня? Об этом известно мало. Эксперты считают, что православная церковь - один из крупнейших владельцев недвижимости на острове. Помимо прочего, духовенству принадлежит доля Hellenic Bank, третьего крупнейшего кредитного института на острове, а также пивоваренный бизнес. Экономический кризис или крах банков нанесли бы церкви серьезный ущерб, поэтому эксперт берлинского фонда Гюнтер Зойферт убежден, что спасительное предложение от архиепископа - это больше, чем пустые политические обещания. "Думаю, за этим стоит конкретное желание действовать", - считает специалист.