Сергей Черняховский: нужно было слушать Путина

На модерации Отложенный

В ситуации с кипрской конфискацией есть два неоднозначных момента. Первый, абсолютно не известно сегодня, спасёт ли она экономику Кипра. Второй – решение принимается не по своей воле. А под диктат извне. То есть – это не вполне суверенное решение кипрского руководства.

Ещё более десяти лет назад Владимир Путин предупреждал российских граждан, бизнес и госкомпании – держите деньги в Сберегательной кассе: в смысле – в России. Он тогда прямо предупредил: «Могут не вернуть. Замучаетесь пыль глотать, по судам бегать».

Решили – шутит. А он не шутил: он просто понимал, что такое мировая экономика и как там обстоят дела.  

Кстати, в кипрском решении – нет ничего ни аморального, ни необычного. Грозит катастрофа – власть ставит вопрос: чрезвычайная ситуация. Все излишки в один котёл, иначе утонем. Особенность лишь в том, что на этот раз команду дали не якобинцы или большевики. А вроде как вполне рыночный и «либеральный» ЕС.

Что, кстати, доказывает только одно: нет на Западе никакой  классической рыночной экономики. А потому – не нужно стремится её иметь и в России.

Никакая власть никогда ни в какой чрезвычайной ситуации не останавливалась перед конфискацией средств и имущества. В Конституции США возможность такой конфискации оговорена прямым тестом – с особым указанием: на справедливых началах. Справедливое – это то, что общество считает справедливым. Киприоты сейчас выясняют окончательные параметры того, как будет справедливо  то ли брать с «бедных» (у кого вклад до 100 тысяч евро) 3%, то ли вообще с них не брать, но поднять изъятие с «богатых» (вклад более 500 тысяч).

Если кто-то по старинке думает, что согласившийся на радикальное решение президент Кипра – коммунист или социалист и отстал от жизни – там теперь на посту президента Никос Анастасиадис, представитель партии консервативно-либерального, «рыночного» толка, наподобие находящейся у власти в Германии.

Это у них в Европе – рынок такой: если денег нет – нужно у кого-нибудь конфисковать.

Конечно, можно говорить – что если и признать необходимость Кипру самому платить за свои проблемы – то по ним вовсе не должны платить те, кто на объявленных официально условиях вложил деньги в их банки.

Так ведь все всегда кладут деньги в банки на существующих условиях. 

Условия для внешних вкладчиков были выгодными. Много лет. Сколько кипрский оффшор дал возможность тем же российским миллиардерам выиграть на размещении денег там, а не в России – трудно и сосчитать.

Власть Кипра сказала: «Ребята. Вам было с нами хорошо? Было. Благодаря нам вы много денег выиграли? Много. Теперь нам плохо – давайте скидываться. Раньше мы помогали вам – теперь нужно помочь нам».

Для кого-то это стало неожиданностью – но ведь все, кто вложил деньги из России – учили в институтах «Капитал» Маркса и могли знать, что капиталистическая экономика развивается циклично.

Верить в то, что подобного никогда не будет – это всё равно, что верить в вечность пирамиды Мавроди.

Тогда ещё раз выводы. Первый – в современном мире уже около ста лет нет рыночной экономики. От силы – она притворяется рыночной. Пока ей выгодно быть рыночной. Как там было у поэта: «Директор, лысый чёрт, пощёлкал счётами, буркнул: «Кризис!» – и вывесил слово «расчёт»».

Так он хоть рассчитался. 

Хочет Россия дальше играть в эту игру – у неё будут отбирать деньги.

Второе. Кто-то сегодня говорит, что теперь стало ясно, что «не во всех странах ЕС деньги держать безопасно». Мягко выражаясь. Их нигде в мире держать не безопасно. Разве что в Китае – там хоть государство по счетам своих банков отвечает. Частично – кстати, в сегодняшней России. А вот в остальных местах – их уже давно было небезопасно держать: захотели – заморозили счета Мубарака. Захотели – заморозили у Каддафи. Там – потому что объявили их диктаторами. Сегодня на Кипре совсем просто: сказали, у самих долгов много.

Конфисковали даже у англичан, и те честно сказали – компенсируют только направленное туда государством. Остальные сами по доброй воле вложили их в банки, оказавшиеся ненадёжными – сами пусть  и отвечают.

Вывод третий. Мировая экономика, как следует из всего вышесказанного – ненадёжна. Как ни странно – она подвержена кризисам. Иногда – оказывающимся неожиданными. Всё там слишком переплетено и зависит от массы разных факторов: вот Кипр конфискуют вклады англичан и россиян – а падает евро, которое не является валютой ни у одних, ни у других. Сейчас все испуганно задаются вопросом – вдруг за Кипром точно также конфискует некий процент от вкладов Греция или Италия – и приходят к выводу, что теперь надёжными можно будет считать только вклады в банки северных стран.

Хотя и польза от кризиса для России, безусловно, есть. Появился повод понять, что деньги нужно всё же держать в стране – за её пределами они могут пропасть в любой момент. Как и предупреждал Путин ещё в 2002 году.