О дне моряка-подводника...

На модерации Отложенный

Случилось так, что в последнее десятилетие XX века  Россию охватил бум создания профессиональных праздников. Только в марте 21 профессиональный праздник, среди которых и День моряка - подводника.

Этот праздник  в Российской империи отмечался ежегодно еще с 1906 года, когда по  указу Императора Николая II от 19 марта (по старому стилю 6 марта) подводные лодки стали считаться самостоятельным классом боевых кораблей. Однако после революции 1917 года его перестали праздновать, отождествляя с мероприятиями, характерными для царского режима. Торжественный праздник было решено возродить только спустя восемь десятилетий. Приказом главнокомандующего ВМФ № 253 от 15.07.1996 года дата 19 марта объявлена Днем моряка-подводника. Россия имеет давние традиции и богатую историю подводного плавания.

Первое «потаённое судно» стали строить ещё под эгидой Петра Великого. В российских исторических хрониках зафиксирована попытка постройки первой русской подводной лодки крепостным изобретателем - самоучкой Ефимом Никоновым еще в 1718 году. В 1834 году построена первая в России цельнометаллическая подводная лодка (с «мускульным» движением) по проекту российского военного инженера К.А. Шильдера. За ней последовало строительство в 1866 году подводной лодки по проекту И.В.Александровского (с механическим двигателем), а в 1900 году изобретатель С.К. Држевецкий построил по своему проекту первую российскую подводную лодку с электродвигателем.  Однако лишь в 1903 году в боевой состав флота была принята первая русская боевая подводная лодка «Дельфин».

Первые попытки боевого применения российских подводных лодок предприняты в Русско-японской войне 1904-1905 годов, когда действия подводных лодок предотвратили нападение японского флота на Владивосток. Первая бригада подводных лодок, в составе 11 подводных лодок и двух плавучих баз была сформирована в 1911 году,  в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве.  В России до 1917 года  было построены 73 подводные лодки, из которых 34 были построены по русским проектам, а 23  приобретены за рубежом. По количеству российский подводный флот не уступал флотам многих крупнейших морских держав и имел много героических эпизодов в своей короткой истории. Во время Гражданской войны в России 1918-1922 гг. подводный флот боевых потерь не имел, однако по разным причинам утратил 32 подводные лодки, из них: 21 - уничтожены на месте базирования и захвачены интервентами и 4  уведено белогвардейцами в Бизерту. На момент окончания Гражданской войны у России остались 21 подводная лодка, практически не имевшие боевого значения.

В период с 1918 года и вплоть до 1926 года в отечественном подводном кораблестроении наступила затянувшаяся почти  на десять лет пауза. Перед войной (период1927-1940 годы)  было заложено 269 подводных лодок, построено 206. Темпы строительства были самыми высокими в мире, готовившемся к войне. В среднем строилось 17 подводных лодок в год. Причём за 3 года перед войной одна лодка сдавалась флоту еженедельно. Флаги поднимали не отдельные корабли, а сразу целые бригады новых подводных лодок. К началу Второй мировой войны СССР обладал крупнейшим в мире подводным флотом, имевшим на 1 сентября 1939 года в строю 161 лодку (26 больших, 77 средних и 58 малых), в то время как другие морские державы вступили в мировую войну, имея в составе своих ВМС: США – 112, Франция –  77, Англия –  69, Япония –  63, Германия –  57 и Италия –  115 подводных лодок. Доля Советского Союза в мировом подводном судо­строении возросла более чем в 5 раз. Советский подводный флот становился не просто составной, а прежде всего, ударной частью флота и был весьма  современным. За 13 предвоенных лет подводный флот СССР вырос в 14 раз, и к началу Великой Отечественной войны  в составе четырех флотов имелось 218 подводных лодок.

В ходе Великой Отечественной войны  в боевых действиях участвовало 130 подводных лодок, из которых 108 было потеряно по разным причинам. От воздействия противника погибло 98 советских подводных лодок. Советские подводники потопили 463 судна и корабля противника общим водоизмещением около 1 500 000 тонн.  21 подводник стал Героем Советского Союза, 12 лодок удостоены звания «гвардейской», 23 – награждены орденом Красного Знамени, а Д-3, М-172, С-56 и Щ-402 того и другого отличий сразу.

В послевоенные годы практически сразу бывшие союзники по антигитлеровской коалиции стали вероятными противниками Советского Союза. По окончании второй мировой войны соотношение сил в мировом океане было, мягко говоря, не в пользу СССР: советское государство количественно уступало в 22 раза во всех основных классах надводных кораблей и в 2,5 раза –  по подводным лодкам. Исходя из этих пропорций, догонять вероятного противника по строительству флота было признано нецелесообразным, и приоритет остался за строительством мощного подводного флота. 16 сентября 1955 года был впервые в мире осуществлен запуск баллистической ракеты Р-11 с подводной лодки Б-67. В сентябре 1960 года был произведен первый подводный старт баллистической ракеты с дизельной подводной лодки. 24 сентября 1955 года в СССР заложили первые атомные торпедные подводные лодки. Уже к 1961 году  флот имел 9 атомных лодок - 4 ракетных и 5 торпедных.

В истории  флота послевоенные годы носят жёсткое и точное название  Холодная война в Мировом океане. Именно так –  с прописной буквы и без кавычек –  стали писать эти слова американцы после так называемого «кубинского ракетного кризиса», разразившегося в октябре 1962 года. Тогда советский подводный флот впервые заявил о себе как о геополитической силе, способной воздействовать на мировую политику. Вся страна работала на подводный флот. Одна подводная лодка могла стоить столько же, сколько стоит один небольшой город.

После войны в СССР до распада страны было построено 667 подводных лодок, в том числе 265 атомных (без учёта опытных и специальных). Темпы строительства –  примерно 15 подводных лодок в год. Морские учения, отработки задач, выходы в автономное плавание –  все это по 250-300 суток в году на одну подводную лодку. Работа на износ техники и людей.  Для подводников Северного и Тихоокеанского флотов, четверть века уходивших на боевое патрулирование с ядерным боезапасом на борту в Атлантику и Средиземное море, в Индийский и Великий океаны, Холодная война и в самом деле было войной –  с таранами, взрывами, пожарами, с затонувшими кораблями и братскими могилами погибших экипажей. Всего за период с 1946 по 1990 год в США и странах НАТО погибло 28 подводных лодок, и в этих катастрофах жертвами стали 806 моряков-подводников. В Советском Союзе с 1977 по 2000 год было потеряно 15 подлодок, при этом по официальным данным погибло 872 человека, включая 118 моряков, погибших на атомной подводной лодке «Курск».  В мирные  послевоенные  годы подводников и подводных лодок в России погибло больше, чем в Русско-японскую, Первую мировую, Гражданскую, советско-финляндскую войны, вместе взятых. Смотришь длинные списки погибших подводных кораблей и в скобках - количество погибших подводников, в голову невольно закрадывается мысль - а оправданы ли все эти усилия и все принесенные жертвы? Прежде чем заламывать руки и посыпать голову пеплом, давайте вспомним, что только за один год на дорогах одной только России под колесами автомобилей погибает больше людей, чем число всех погибших при катастрофах подводников во всех странах мира за всю историю подводного флота.                

Можно сколько угодно осуждать советский флот за его «агрессивность», но не надо забывать, что у каждого времени есть своя военная логика. И в логике противостояния с мировыми морскими державами это был самый могучий в мире подводный флот, составлявший основную часть нашей ракетно-ядерной «триады» и надёжно обеспечивавший морскую мощь государства, дававший ему полное право называться Великой морской державой.

А потом –  развал СССР и построение совсем другого общества. В этом обществе флоту отводилась только одна роль: утилизация, причём в уничтожении подводного флота деньгами и оборудованием участвовали новоявленные партнёры и друзья – США, Канада, Франция и даже Италия. В 90-е годы прошлого века подводный флот России исчезал с лица земли с ужасающей скоростью –  распил, порезка, продажа на металлолом. Постсоветской России от СССР достался мощный Военно-Морской Флот: атомных подводных лодок с баллистическими ракетами –  62; атомных многоцелевых ПЛ – 123, дизельных ПЛ – 114. С 1992 по 1997 годы из боевого состава ВМФ России были выведены в отстой 156 ПЛА, в том числе 20 атомных подводных крейсеров стратегического назначения.

В целом за «пятилетку обвальных реформ» год состав ВМФ России сократился на две трети. Сегодня общая численность подводного флота 27 стран НАТО, включая США, в настоящее время превышает 240 единиц. К этому следует ещё добавить подводный флот Китая - почти 80 единиц. Итого - более 320 подводных лодок. Этому количеству противостоит чуть более 30 подлодок России. Сообщения о заурядных межфлотских учениях, коротких походах, редких одиночных пусках ракет сегодня становятся сенсацией. Теперь мы с восторгом слушаем сообщения СМИ о каком-нибудь единственном пуске ракет с подводного ракетоносца, а некогда без «шума и пыли» пуск ракет, как одиночных, так и залповых, был обычным делом повседневной боевой подготовки. Даже и залпы по 8, 13 и 16 ракет особого ажиотажа не вызывали, хотя американцы об этих пусках прекрасно знали и с тревогой эти пуски отслеживали.

В России любят начинать с нуля. Старое уничтожается на раз, новое не может построиться десятилетиями. Сегодняшней России жизненно необходим мощный  подводный флот как гарант неприкосновенности нашей государственности, как непререкаемый показатель статуса мощной военной державы.  Россия должна быть страной, которая способна не только перекачивать нефть и газ за рубеж, но и отстаивать сферу своих жизненных интересов. И значит, России нужны моряки-подводники.

 В последние годы пошли сообщения о планах наращивания подводных сил России, о спусках  на воду первых «Бореев», о скорой сдаче первой чисто российской атомной подводной  лодки «Северодвинск». Многие обрадовались: может быть, это начало возрождения подводного флота России? Честно говоря, только в честь праздника подводников можно высказать такую надежду. Реально же всё это пока погоды не сделает. Подводных лодок  нужно много, им нужна современная инфраструктура, а также  современная начинка. Но технологически мы страшно отстали за годы реформ, к тому же потеряли кадры.

И,  тем не менее, у многих россиян сегодня есть официальный повод вспомнить блестящую историю нашего подводного флота,  и поднять  бокал  за тех  людей, которые не за страх, а за совесть служили Родине. Служили  во все времена верой и правдой,  при любом общественно-политическом строе, при любом отношении к ним народа и государства. Которые и сегодня служат стране и народу, часто вообще не подозревающему, что существование его физическое на этой земле в очень большой мере обусловлено тем, что эти люди продолжают честно и бесшумно работать по своей профессии: Родину защищать. Это их крест, который они несли, несут и нести будут. Пожелаем же нашим подводникам, чтоб число их погружений равнялось количеству всплытий. Отметьте и вы этот праздник и не важно, что вы, быть может, не относитесь к этой серьезной профессии. Счастливого праздника!