Надувная сверхдержава: как власть в России держится на муляжах

На модерации Отложенный

Искусство маскировки вышло на новый уровень: с 2014 года российское Министерство обороны начнет закупки надувных макетов танков, самолетов и ракет. По словам заместителя генерального директора компании «Русский баллон» Виктора Таланова, речь идет о пневмомакетах танков Т-72 и Т-80, истребителей Су-27 и МиГ-31, а также ракетных комплексов различного назначения.

Маскировка — дело важное. Можно вспомнить, как в 1999 году во время бомбардировок Югославии натовская авиация уничтожала макеты сербских танков, принимая их за настоящие: это радовало наших патриотов, хотя и не спасло Сербию от поражения. Но сама идея надувных макетов чрезвычайно актуальна в условиях обостряющейся международной обстановки и возрастающих военно-политических рисков. Потенциальный противник не должен знать, где у нас реальная техника, а где муляж. Впрочем, этого же не должно знать и население страны: это будет способствовать не только большей секретности, но и чрезвычайной эффективности освоения бюджетов на закупку новых вооружений и военной техники, на что, как известно, до 2020 года Россия потратит $700 млрд.

Есть у муляжей и другие достоинства. Благодаря им парады в Москве станут гораздо менее разрушительными для брусчатки Красной площади, когда юные суворовцы понесут по ней привязанную за веревочки и стремящуюся в небо надувную ракету «Тополь-М».

Рабочие Уралвагонзавода, суровые нижнетагильские мужики, будут качать бицуху, надувая ручными насосами макеты танков и БМП. Единственные проблемы могут возникнуть с погружением надувных подводных лодок, но их можно решить при помощи балласта.

Программа создания муляжей выполняется уже давно. Многие неудачи российской космонавтики эксперты связывают с тем, что в космос запускаются недоработанные, сырые аппараты. Некоторые считают, что и упавший «Фобос-Грунт» в реальности представлял собой консервную банку, абсолютно не пригодную к такому путешествию.

За последние пару лет мы уже видели муляжи спутников ГЛОНАСС, муляж ё-мобиля от Михаила Прохорова, муляж электронной наночиталки для школ от Анатолия Чубайса и муляж российского планшета с национальной операционной системой РоМОС от Дмитрия Рогозина. Ни один из них не пошел дальше стадии презентации: тот же макет ё-мобиля был собран на базе Suzuki. Под Москвой строится муляж Кремниевой долины под названием «Сколково», во Владивостоке к саммиту АТЭС построили муляж моста на остров Русский, а весь многомиллиардный комплекс к саммиту представлял собой город-призрак со строительными вагончиками и неработающими лифтами. И наконец, Путину недавно в Сочи презентовали муляж прыжкового трамплина за 8 млрд рублей. Впрочем, и вся Олимпиада, купленная Россией за нефтедоллары, — это один глобальный фейк, гигантский морок, надувной макет зимних игр в субтропиках, которые, может быть, придется проводить на искусственном или привозном снегу.

Но мы не должны останавливаться на достигнутом: вслед за созданием муляжей военной и гражданской техники и объектов инфраструктуры следует научиться делать пневмомакеты других стратегических объектов.

В перспективе видится надувные Кремль и Белый дом, надувная Госдума с куклами депутатов, надувной президент с округлым лицом и раскачанным торсом. Процесс накачки воздуха уже активно идет в Федеральном собрании, начиная с выборов 4 декабря 2011 года с их каруселями, вбросами и 146% и кончая недавними разоблачениями о зарубежной недвижимости, иностранном подданстве и фальшивых диссертациях депутатов обеих палат.

Эти скандалы подобны проколам: из надувной куклы депутата выходит воздух, и он со свистом улетает с Охотного Ряда или с Большой Дмитровки.

Главное в этой гигантской маскировке — стратегический замысел, умение обмануть американские спутники и натовские бомбардировщики, если они вдруг решат нанести удар в сердце Родины.

Россия испокон века была страной декораций, потемкинских деревень, крашеной травы. Это отмечали все иностранцы, от Астольфа де Кюстина, наблюдавшего лицемерие придворных в царской свите, до Рональда Рейгана, который на вопрос о том, как ему понравилась Россия, отвечал, что понравилась чрезвычайно, но почему-то всюду очень сильно пахло краской. Современники сталинской эпохи писали о том, как контрастируют парадные фасады новых домов на улице Горького с запущенными дворами и задними лестницами. Искусство симуляции всегда у нас было в почете, но особых высот оно достигало в эпохи заката Империи — так что всякий раз Империя распадалась не со взрывом, но со всхлипом, словно из нее выпустили воздух, что в 1917-м, что в 1991-м.

Сегодня, несмотря на признаки ужесточения режима, усиление цензуры, принятие репрессивных законов, реальность кажется все более шаткой, ненадежной, симулированной, словно все институты государства оказываются надутыми муляжами, теми самыми «русскими баллонами»: проворовавшиеся депутаты и их абсурдные законы, которые никто не собирается выполнять, генералы и прокуроры с мигалками, банями и пивными животами, менты с плаксивыми бабьими лицами, премьер с айфоном, похожий на большого обиженного ребенка, на которого давно никто не обращает внимания — все превращается в какую-то карнавальную, стремительно тающую фантасмагорию и напоминает финал набоковского «Приглашения на казнь», где место казни героя вдруг оказывается картонной декорацией, на которую налетел вихрь: «Мало что оставалось от площади. Помост давно рухнул в облаке красноватой пыли. Последней промчалась в черной шали женщина, неся на руках маленького палача, как личинку. Свалившиеся деревья лежали плашмя, без всякого рельефа (…). Все расползалось. Все падало. Винтовой вихрь забирал и крутил пыль, тряпки, крашенные щепки, мелкие обломки позлащенного гипса, картонные кирпичи, афиши; летела сухая мгла; и Цинциннат пошел среди пыли и падших вещей, и трепетавших полотен, направляясь в ту сторону, где, судя по голосам, стояли существа, подобные ему».