Тимошенко мечтает о войне и предательстве
На модерации
Отложенный
В погоне за голосами потенциальных избирателей, претенденты на пост президента Украины готовы пуститься во все тяжкие, и заявлять уже абсолютно, что угодно. И все лишь бы добавить себе еще хоть немножко голосов.
Сейчас премьер министр Юлия Тимошенко пытается привлечь как русскоязычный электорат юго-востока, так сориентировать на себя и националистов Запада. В расчете на то, что теперь, за неимением Виктора Ющенко, они поддержат ее, она готова к самым радикальным высказываниям.
В ходе недавней поездке во Львов, сообщает «Украинская правда», Юлия Владимировна заявила: «Если бы я жила в 1918-1919 годах, я обязательно была бы среди сечевых стрельцов! Потому что там была настоящая борьба за волю и славу Украины». Газета, правда, не скрывала своего ехидства, когда затем рассказывала: «Догнав премьера, корреспондент издания попробовал развить мнение Тимошенко.
- Юлия Владимировна...
- А? - Тимошенко замедлила поступь.
- Если в 1919 вы мечтали быть сечевым стрельцом, то воевали ли бы в 1944 за УПА?
Услышав вопрос, Тимошенко молча ускорила шаг. Тогда автор этих строк повторил вопрос, но премьер, всегда готовая к комментариям журналистам, пожала плечами и быстро исчезла за спинами охраны. Она решила избежать ясности относительно своих взглядов на наиболее раздражающую страницу истории Украины».
Впрочем, и в стремлении стать «сечевым стрельцом» тоже мало чего славного. История их такова. Еще в конце 1913 года с санкции властей Австро-Венгрии во Львове было открыто «Войсковое товарищество «Сечевые стрельцы». На пороге была Мировая война, Россия была одной из приоритетных военных целей, и имперское правительство преследовало циничную цель «использовать украинских добровольцев в качестве пропагандистов, разведчиков, а впоследствии в качестве простого «пушечного мяса», пишет историк Сергей Чуев. Со своей стороны, начальник австро-венгерской военной разведки Макс Ронге в своих мемуарах откровенно признавал, что стремление использовать русофобию австрийских «профессиональных украинцев» «для формирования легионов, получили тем более горячий отклик, что они сулили в перспективе заметное усиление действующей армии».
Сразу после объявления войны России из представителей националистических украинских группировок была создана Головная Украинская Рада (ГУР). 3 августа этот орган издал манифест, в котором говорилось: «Нынешнее время призывает украинский народ стать единодушно против царской империи, при той стране, в которой украинское национальное бытие нашло свободное развитие. Победа австро-венгерской монархии будет нашей победой. И чем больше будет поражение России, тем быстрее настанет час освобождения Украины...». Иными словами, в их понимании свобода Украины означало просто переход из-под скипетра династии Романовых под скипетр династии Габсбургов. Ну что ж, это тоже, без сомнения, выбор в пользу «западного» вектора, можно даже сказать, начало «евроинтеграции»...
Тогда же украинские националисты били челом «цисарю» Францу Иосифу о создании национального воинского соединения, легиона украинских сечевых стрельцов (УСС). Верноподданническая петиция была удовлетворена, разрешение на формирование легиона было получено.
По словам летописца УСС О. Думина, на формирование легиона откликнулись тысячи добровольцев, среди которых было много интеллигентной и хорошо образованной украинской молодежи. Однако Думин явно выдает желаемое за действительное. После всех пополнений и реорганизаций легион насчитывал меньше тысячи человек: 2 куреня (батальона) и 1 полубатальон, состоящие из 4-х сотен. Средняя численность сечевиков в сотне 150-200 человек. Цифра для Мировой войны несерьезная. Австро-венгерская армия только во время галицийской битвы августа-октября 1914 года потеряла 400000 солдат и офицеров.
«Отличились» в тех боях и «сечевики». По поводу их тогдашних «подвигов» пока еще действующий украинский президент Ющенко 7 января подписал указ - отпраздновать в мае текущего года годовщину «95-летия победы сечевых стрельцов на горе Макивка» (нынешняя Львовская область). Поскольку, как известно, Ющенко живет в вымышленном мире, (к примеру, явно не понимает, что в мае на Украине президентствовать будет уже не он), нужно кое что пояснить.
С грехом пополам легион, действительно, был собран весной 1915 года в Карпатах в селах Горонде и Страбичеве (венгерский Мезетеребеш). О том, как сами себя оценивали эти вояки, говорит их же песня:
Маршируют добровольцы
Через Мезетеребеш
То ли банда, то ли войско.
Ты никак не разберешь...
Вскоре им пришлось иметь дело с кубанскими казаками - которых украинские националисты и по сей день записывают себе в родню, из-за принадлежности предков части кубанцев к Запорожскому войску. Встреча кубанцев с сечевиками закончилась так, что командир последних, полковник Стефан Шептицкий, писал своему брату, знаменитому униатскому митрополиту Андрею: «Россияне атакуют. Мы понесли поражение. В районе Гнилой Липы идут тяжелые бои. Твое крестьянское войско, твои Украинские Сечевые Стрельцы, боя еще не видели даже издалека, но известно, что при первой же возможности собираются, со славой, сдаться москалям».
Воинский дух большинства призванных в армию Габсбургов галичан заслуживал низкой оценки, они не стремились проливать свою кровь за интересы Австро-Венгрии. Русские войска, взяв их в плен, обычно с миром отпускали по домам. К сечевикам, к добровольцам отношение было построже. И в итоге несколько сотен из них оказались в плену в Царской России. Разумеется, не в Сибири, и даже не на Урале. Как «братьев-славян» держали их в основном под Царицыном, а некоторых даже под самым Киевом, кормили и одевали, на работы не гоняли, а после февральской революции 1917 года даже перестали держать под вооруженной охраной.
Среди этой теплой компании находились и будущие столпы украинского национализма - Евген Коновалец и Андрей Мельник, папаша будущего «Героя Украины» Романа Шухевича Степан, один из основателей легиона Григорий Коссак, который потом уйдет к красным и даже станет преподавателем на Курсах Червонных старшин, и много прочих будущих знаменитостей. Широчайшее поле для применения их талантов дали гражданская война в России, оккупация Украины австро-германскими войсками, развал Австро-Венгрии и последующий кровавый раздел ее наследства. Сбившиеся в полк, потом развернутый до бригады, и даже дивизии, сечевые стрельцы воевали за Центральную Раду против большевиков, после разгона Рады немцами служили их ставленнику гетману Скоропадскому. При этом их новый командир принц Вильгельм Габсбург намеревался вылезти в короли Украины. Он даже начал носить вышитую украинским орнаментом рубаху, за что и вошел в историю, как принц Василь Вышиванный. Но династия Габсбургов пала, сечевики стали ярыми республиканцами, и принцу пришлось от них удрать.
Потом сечевики успели повоевать на Западной Украине против поляков, разбитые ими, примкнуть к Петлюре, от того уйти к Деникину. А после поражения Деникина - примкнуть к большевикам, как Червона Украинска Галицийска армия (ЧУГА). Впрочем, как догадывается прозорливый читатель, это была не последняя смена флага - вскоре большая их часть перебежала от большевиков к полякам. Правда, Коновалец и Мельник, произведенные к этому времени какой- то из властей то ли в полковники, то ли даже в генералы, удрали еще дальше - в Чехословакию, где создали свою Украинскую Войсковую организацию для борьбы и против поляков, и против русских. Зато на немецкие деньги.
Некоторые из сечевых стрельцов успели послужить и в 14-ой дивизии Ваффен СС «Галичина», создание которой благословил - кто б вы думали,- да все тот же митрополит Андрей Шептицкий! Так что преемственность поколений налицо, и зря Юлия Владимировна не стала развивать темы - о своей мечте поучаствовать в столь «славных боевых делах».
Или вот другой пример преемственности поколений: бывший сотник легиона Дмытро Палий, ставший в дивизии «Галичина» кем-то вроде политкомиссара, сложил, наконец, свою буйну голову в июле 1944 года под Бродами, вместе с 23 личного состава этой дивизии. Ищущий да обрящет - а ищущие приключений столь упорно, обрящут гарантировано. Но Юлия Владимировна человек, конечно, осторожный и бывалый. И до таких крайностей постарается не доходить.
Впрочем, возможно, Юлия Владимировна просто давала понять, что «готова «сменить масть» так же быстро, как большинство «сечевых стрельцов» меняло свои знамена. Что ж, эта версия, возможно, куда ближе к истине. Так что высказывание Тимошенко и впрямь может оказаться глубоко символично.
Комментарии