Сергей Собянин о Большом Париже и Большой Москве

Только теперь, при мэре Сергее Собянине, в Москве удалось посчитать, во сколько должно обходиться подключение новых объектов к электрическим сетям. За прошлый год цена снизилась в пять раз, но небо не упало на землю, а Москва-река не потекла вспять. То есть, это какая же коррупционная составляющая была заложена раньше? Кстати, еще недавно не было определено и то, сколько на себя из таких затрат берет инвестор, а сколько - бюджет. Крайне необычным оказалось и то место, где было сделано такое заявление.

Лазурный берег, древняя Лигурия, ныне Французская Ривьера - Канны. Помимо знаменитого кинофестиваля здесь ежегодно проходит и MIPIM, всемирный форум инвестиций в недвижимость, на суд которого Москва теперь и выставилась, как город, где хватит уже осваивать один только бюджет, а впору привлекать частные вложения. И на прозрачных правилах, как на Ривьере.

Под первый приезд на форум мэра Москвы внутри павильона "Новая Москва" в Каннах смонтировали огромное панорамное видеопанно, на которое выводили, надо сказать, с изобретательностью и с любовью сделанные ролики о нашей древней столице победившей потребительской революции. В эфире программы "Вести-Москва" уже звучали заявления, сделанные на фоне этого панно, о том, что будет сделано вслед за реконструкции развязки на пересечении МКАД и Ленинградки.

- Сергей Семенович, очень смешно ваши помощники сформулировали: сейчас он, говорят, из "Парижа" выйдет и придет. Вы по пути зашли через павильон "Большой Париж".

- Через "Лондон" в "Париж". Да.

- Я видел даже, что среди тех партнеров, которые у вас есть, в списке, есть единственный человек, который придумал эту концепцию перестройки Большого Парижа, а Москве что с этого, чтоб вы хотели подхватить из Большого Парижа, тем более на французской земле стоим?

- На самом деле проект Большой Москвы, скажем, развития транспортной инфраструктуры железнодорожной, метро, во многом навеян Большим Парижем, тем мегапроектом, который они задумали реализовать - построить 200 километров железнодорожных линий, подземных и надземных, для того, чтобы, во-первых, развивать территорию, во-вторых, обеспечить более комфортную доставку пассажиров. Мы, посмотрев этот проект два года тому назад, за это время создали его, выделили финансирование и начали стройку. Более того, уже начинаем вводить первые десятки километров метро. Речь идет о 150 километрах метро, это 50 процентов от существующих объемов, и 240 километров новых железнодорожных линий, которые свяжут Москву и Подмосковье.

- Сергей Семенович, у вас за спиной нелюбимый вами проект, знаменитая "градостроительная ошибка", как вы ее назвали. Павильон весь называется "Новая Москва". Я так понимаю, что это двойной смысл - обновление Москвы и освоение новых территорий.

Инвесторы ходят, бродят на моих глазах, много заходило. Вы им что все-таки про новую территорию-то рассказываете? Вы уж нам, москвичам, откройте тайну, чего ждать-то все-таки?

- Мы, конечно, любим уничижительно говорить о себе, но совершенно объективно, что Москва - самый динамичный город. Это - город среди европейских городов, город, который привлекает самое большое количество инвестиций. А та же "Москва-Сити" - любим мы ее, не любим, она была реализована в течение десяти лет. Поэтому темпы строительства в Москве, объемы строительства, потенциал, который есть в Москве - и настоящий потенциал, и который будет в ближайшее десятилетие гораздо выше любого европейского города, не может не привлекать инвесторов. Мы им рассказываем об этих проектах, рассказываем о тех направлениях, куда можно инвестировать. Это и гостиницы, это и торговые центры, несмотря на их обилие, их все равно не хватает в Москве. Это и объекты спорта, из здравоохранения, то же жилье и так далее. Другой вопрос, где это строить. В историческом центре, конечно, минимальное строительство. Мы достраиваем те проекты, которые уже были подтверждены. Причем, стараемся строить там меньше офисов, все больше жилья, чтобы сбалансировать рабочие места и жилье. На окраинах больше офисов, наоборот, на территории Новой Москвы конечно две трети территории должны остаться рекреационные. Близлежащая территория, конечно, будет застраиваться. Но будет застраиваться таким образом, чтобы были сбалансированы рабочие места и жилье, чтобы люди не мотались туда-сюда каждый день, час-полтора теряя в трафике, а жили там, где работали.

- Скажите мне, как москвичу то, что, наверное, вы на ушко говорите инвестору по поводу Новой Москвы. Все-таки федеральный центр туда переезжает?

- Да, я считаю, что с точки зрения образовательного кластера, он обязательно будет. Если правительство примет решение, то земля найдется и для них. Но на самом деле это не так критично, потому что мы видим, как строятся офисы, деловые центры на десятки тысяч рабочих мест. То есть проект уже сам заработал.

- Вы правительству федеральному будете рекомендовать переехать в Новую Москву, если они примут решение на улучшение, может посоветовать?

- Все советы уже даны, дело - за решением. Мне кажется, что любое решение нас устроит. Но мы все-таки, не дожидаясь решения о переезде правительства, активно занимаемся территориальным планированием, создание рабочих мест, проектированием образовательных центров, медицинских центров. Мне кажется, это больше интересует москвичей, чем переезд или не переезд чиновников.

- Смотря, каких москвичей.

- Наверное, да, москвичи разные.